Вы здесь

Как пережить предательство?

Что болезненнее всего переживает человек? Наверное, на этот вопрос может быть немало ответов — все мы очень разные. Но тем не менее мало что причиняет такую боль, как предательство близкого (или казавшегося какое-то время таковым) человека. Да-да, именно близкого, все ведь, скорее всего, сегодня знакомы с таким расхожим присловьем: «Предают всегда свои». Конечно, свои — потому что чужие как могут предать? На них мы и не надеялись, им не доверялись, не открывали своих сердечных тайн, не думали о них и о себе как о частях единого целого.

А свои... Как же это тяжело бывает, когда ты сталкиваешься с обманом со стороны того, кому, казалось, всецело верил. Или узнаешь, что твой друг выступает заодно с твоими врагами против тебя. Или выясняешь неожиданно, что он метит на твое место, интригует, клевещет, ведет нечистую и нечестную игру...

Дело не в том, что «свой» имеет возможность ударить в спину — чужих-то мы редко пускаем в тыл... Не в том, что он может нанести максимальный урон. Намного важней другое. Кажется, что земля уходит из-под ног, непонятно даже становится, как жить-то дальше, если тут такое...

«Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145:3). И паки: «Проклят всяк надеющийся на человека» (Иер. 17:5). И еще: «Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека, благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи» (Пс. 117:8—9).

Но ведь уже понадеялись, уже возуповали. И теперь не просто разочаровались, обманулись, а именно что проклятию подверглись! И как справиться с обуревающими нас чувствами, как исцелить сердечные раны, как, в конце концов, простить?! Ведь точно ждет от нас Господь, чтобы примирились мы внутренне — и с происшедшим, и с людьми, чтобы не осталось в нас ни удрученности, подавленности пережитым, ни озлобленности, ни ожесточения.

Мне кажется, что в подобных случаях мы практически всегда совершаем одну и ту же ошибку, в основе которой, конечно же, наше неправильное отношение к своему «я». Откуда это ощущение — предательства, измены? Оттуда, вероятно, что мы прежде считали, что нас связывают с человеком те отношения, которые налагают и на нас, и на него определенные обязательства. Но на самом деле — разве имеем мы право требовать от него — другого — того же, чего требуем от себя? От себя — пожалуйста! А от другого — нет. Это же не бизнес, не договорные отношения с подписанием вороха бумаг, штампами и печатями. Это живая жизнь, в которой мы должны поступать по своей христианской совести и не быть арбитрами в отношении совести чужой.

И почему мы вообще воспринимаем то, что человек делает, непременно как имеющее отношение к нам? Он-то, скорее всего, думает о нас менее всего. Он думает о себе — о своих обстоятельствах, проблемах, интересах, нуждах и так далее. Он не ставит перед собой цели предать нас, причинить нам боль, досадить, уязвить, просто поступает так, как ему удобней и выгодней, только и всего.

Горько нам от того, что мы переживаем как предательство, неуютно на душе... Но хорошо бы разобраться все же — отчего именно. Если оттого, что нас предали, нам не были верны, то есть ли у нас на самом деле основания требовать этой верности и осуждать того, в ком ее не обрели? Пожалуй, что и нет: люди и Богу верности не хранят, что уж о нас говорить. Если же оттого горько, что обманулись в человеке, думали о нем лучше, чем он оказался, а теперь узнали его и словно потеряли, то что ж... Он свободен быть таким, каким хочет, а нам остается лишь отойти в сторону, но опять же — не осуждая.

Трудно это? Да не то слово! Настолько, что вообще редко когда удается сразу так настроиться и так поступить. Трудно, но возможно — с помощью Того, Кто и подлинные предательство и отступничество так часто прощает, и наши — в том числе. И если не растравлять намеренно в сердце рану, не превращать ее в медленно, мучительно разъедающую его язву, а прибегнуть к бесконечное число раз Преданному и Оставленному, но никого не Предающему и не Оставляющему, то Он, конечно, научит нас, как и из этой беды и скорби извлечь пользу для своей души. И больше того — как через это приблизиться к Нему, стать хоть чуть-чуть похожим, хотя бы немного сродниться...

pravoslavie.ru

Комментарии

Елена Гаазе

А я думаю, что легко прощают предательства те, кто сам легко предает. На самом деле, любое оскорбление, даже тяжелое, легче пережить, чем самое мелкое предательство близких людей. Но самое тяжелое - это, когда предаешь себя, свои убеждения. У меня дочь - школьница. Пару лет назад она сидела за одной партой с мальчиком - вундеркиндом.Он был в классе настоящим изгоем. Дочка с ним не дружила, т.к он и в самом деле был не очень приятным, не вполне адекватным мальчиком. Но Верочка не могла выносить, когда его оплевывали, унижали, били. Она, самая худенькая и маленькая в классе, всегда отважно вступалось за него. Просто не могла видеть подлости. Потом мальчика перевели в другую, "вундеркиндскую" школу. И его место - место изгоя досталось моей дочери. Но ни на минуту  она не пожалела о т ом, что  противопоставила себя классу из-за человека, с которым даже не дружила. Она бы тогда была предателем, самым настоящим и чувствовала это. Ну кто бы ее упрекнул, кроме собственной совести? Это все детскуое, скажете. А я думаю, предателя в себе человек с детства начинает выращивать.

   Предательство в душе вырастает, когда видишь подлость и молчишь, а еще хуже - начинаешь рассуждать о смирении и относительности нравственных категорий.

  Хотя, я кажется не совсем по теме высказываюсь.

Но все равно хочется написать. Очень тронула Ваша история. здесь и о предательстве, и о мужестве Вашей замечательной девочки не молчащей при виде подлости, не терпящей, когда обижают слабого, отличного от толпы. Я и сама была в роли и того, и другого и одна вставала на защиту гонимого , и сама была в роли гонимой. это, к сожалению, типичное явление в детской среде, хорошо показанное в фильме "Чучело". И во взрослой среде все остается, только принимает другие формы. Но самое главное, чтобы в любой среде находился человек, не боящийся противостоять несправедливости и замечательно, что так Вы воспитываете свою дочь.

Мне тоже очень понравилась эта публикация.

" Но на самом деле — разве имеем мы право требовать от него — другого — того же, чего требуем от себя? От себя — пожалуйста! А от другого — нет. Это же не бизнес, не договорные отношения с подписанием вороха бумаг, штампами и печатями. Это живая жизнь, в которой мы должны поступать по своей христианской совести и не быть арбитрами в отношении совести чужой.

И почему мы вообще воспринимаем то, что человек делает, непременно как имеющее отношение к нам? Он-то, скорее всего, думает о нас менее всего. Он думает о себе — о своих обстоятельствах, проблемах, интересах, нуждах и так далее. Он не ставит перед собой цели предать нас, причинить нам боль, досадить, уязвить, просто поступает так, как ему удобней и выгодней, только и всего." (И это его право!)
Вот эти мысли мне пришлось самостоятельно недавно "родить", с Божьей помощью, конечно. Подряд, дважды. (Видно, такая "туго-умная" оказалась, требовалось надежное двойное разъяснение.) Трудно.... Но ...возможно, как оказалось. Слава Богу за все! Спасибо о. Нектарий! Очень жизненно необходимое вразумление! Думаю, для многих.

И еще одну мысль хотелось добавить. При переживании (вернее, изживании) обиды мне очень помогло осознание, что обидевшему (обидевшим) меня гораздо жизненно труднее, чем мне. (Это можно всегда увидеть, если захотеть.) И ему (им) надо помочь. Своим сопереживанием, соучастием (хотя бы в душе, своей молитвой). И место обиды постепенно заполняет тепло доброты, милосердия, родства, ...чего-то светлого. И лечебного.

Изумительная статья! Огромное СпасиБо! Даже не просто в том, что интересно было мнение услышать, а в том , что получила рецепт от своей болезни сердца- будет рецепт и излечиться можно будет!!!