Вы здесь

Институт благородных девиц

Жизнь четырехлетней Ани начиналась в вонючем и грязном подвале заброшенного дома. Она жила там вместе с мамой-алкоголичкой. Мама иногда исчезала по каким-то своим делам на неделю, а то и больше, и девочка оставалась одна. Удивительно, как ее не загрызли крысы или бродячие собаки, как она не умерла от стужи и голода. Когда малышку обнаружили и определили в больницу, у нее была тяжелая дистрофия и личико, сморщенное, как у старушки. Девочка почти не умела разговаривать, не знала, что такое тарелка и ложка. Когда позже в приюте ей случалось проходить через кухню, она на ходу хватала из стоявших там мешков муку и крупу и торопливо, горстями запихивала в рот…
Сейчас Ане девять лет. У нее живое светлое личико ребенка из благополучной семьи, большие сияющие глаза, правильная речь. Любая мама гордилась бы такой дочкой: красавица, непринужденно вежлива в общении, учится только на «отлично», рисует прекрасно, хорошо поет, прилично для ее возраста говорит по-английски. Как-то в приют гости из американского православного монастыря приезжали, так Аня и другие дети через несколько дней вполне свободно с ними общались. Даже песню на английском языке выучили и пели ее вместе перед расставанием…
Шестьдесят девочек от трех до шестнадцати лет живут здесь в целительной атмосфере любви. Конечно, не ангелочками поступают они в этот приют. У большинства позади – искалеченное детство, предательство родителей, житейская грязь, в которую пришлось окунуться так рано. Одной девочке, например, мама с трех лет колола наркотики, чтобы та, по ее словам, «лучше спала и не приставала». Двух других отец оставил в Москве на вокзале и велел просить милостыню. Раз в несколько дней приходил забирать собранные деньги. Счету нет этим трагедиям. Дети попадают сюда истощенными, с опытом, который и взрослым лучше не иметь. Бывают и с отставанием в психическом развитии.
Уму непостижимо, как происходит - а происходит обязательно! – это превращение больных детей в здоровых, запущенных – в прекрасно воспитанных, образованных. Ведь и в семьях, вполне обеспеченных и благополучных, обласканный и ухоженный ребенок иной раз таким чертополохом вырастает… А тут, вопреки всем законам генетики, чертополохи превращаются в лилии и розы. Это без всяких преувеличений.

И тут надо сказать главное: приют этот существует при женском Свято-Николаевском Черноостровском монастыре, что в Калужской области России. Небесный покровитель Свято-Николаевского монастыря, естественно, святой Николай Чудотворец. Даже игуменью монастыря зовут Николая (Ильина), в честь святителя Николая. Паломнические поездки туда время от времени организовывает духовно-просветительный центр «Лествица» при Свято-Троицком кафедральном соборе г.Днепропетровска. В одну из таких поездок духовный наставник «Лествицы» протоиерей Игорь Собко пригласил и меня. Так я узнала об этом удивительном месте.
Вроде, на первый взгляд, приют не очень и отличается от тех многих приютов, что существуют сегодня по всей Украине и России. Дети накормлены, одеты, живут в тепле и сытости. При монастыре большая ферма, огороды. Молоко, творог, овощи – на столах круглый год. Заключили договор со средней школой – она предоставляет учебники и программы, а в конце каждой четверти присылают учителей, которые придирчиво экзаменуют школьниц по всем предметам. 80 процентов учениц учатся на «пять» и иногда на «четыре». Тройка здесь – ЧП.
- Не монастырь, а институт благородных девиц, - пошутила в разговоре со мной директор приюта послушница Елена. – Английский со второго класса – каждый день. Кроме того, музыка, нотная грамота, рисование. Естественно, все положенные по программе общеобразовательные предметы. И, конечно, Закон Божий.
Приюту пятнадцать лет. Вначале люди стали приводить сюда беспризорных детей, веря в давнюю монастырскую традицию любви к ближнему, в то, что дети здесь не пропадут. Одну девочку, другую, третью. Вот их уже семеро по кельям. Как-то летом привели девочку в старенькой шубе на голом тельце и валенках на босу ногу. Ни платьица, ни колготок. Один «наряд» на весь год.
Да что вспоминать? Они решили учить детей. Владыка Климент девчушек разместил в маленьком паломническом домике. Было их семеро, потом стало 15, потом – сорок… Уже целый корпус занимают.
Вначале тревожились: как же мы их учить будем? Монахинь с педагогическим образованием в монастыре тогда почти не было. И вдруг как пошли женщины проситься к нам в монастырь, и столько среди них педагогов! «Господь посылает», - сказала тогда игуменья монастыря, настоятельница мать Николая. Да и как тут иначе думать? И химию, и историю, и языки – все преподают сейчас монахини со специальным педагогическим образованием. Мать Сергия преподает историю – и она обязательно рассказывает детям о том, что у стен этого самого монастыря произошло одно из самых значительных сражений 1812 года. О письменном воспоминании одного из французов, участвовавших в той битве. Когда ворота монастыря распахнулись, - писал он, - оттуда выбежали русские воины. Впереди всех бежал старик с белой бородой и мечом в руке. Выдержать сверкающий гневом взгляд его строгих черных глаз было невозможно. И все же ничего удивительного не было бы в том старике, если бы на следующий день французы не узнали его на большой, во весь рост иконе Николая Чудотворца. Он сам оборонял в 1812 году монастырь, находящийся под его святым покровительством. И так же, как и сегодня, зеленела у ворот трава, по которой он бежал…
Несколько сестер из живущих в монастыре имеют художественное образование, еще несколько – консерваторию окончили. Даже заслуженная учительница есть – инокиня Еввула, а в миру была – Мария Сидоровна. Матушка Еввула немолода, у нее болят ноги, и потому класс оборудовали рядом с ее кельей. А приехала она сюда с Украины, и приняли ее с радостью, и дали самый трудный класс. Сейчас этот класс задачки решает, как семечки щелкает – матушка Еввула преподает математику. А поскольку в разговоре она то и дело сбивается на украинский язык, то дети между делом и по-украински говорить научились и с удовольствием щебечут на нем не только на уроках математики, но и на переменах.

А еще учат воспитанницы ноты, сольфеджио. Особая радость их наставниц – детский клирос и знаменное пение. Знаменное пение – одноголосное, ноты для него не писались, использовались крюковые знаки. Знаменный распев – это начало, истоки духовного песнопения, оно кажется поначалу как бы монотонным, одноликим и даже скучным.
Но вскоре человек ощущает, как волны молитвенного настроения омывают душу. И уже не надо думать, как правильно спеть ноты и интервалы, есть только славословие Богу. Знаменный распев где-то даже мистичен по своей сути, он совершенно не допускает мира в свои объятия. Это состояние глубокой молитвы, не всем доступное. Его боятся силы тьмы.
Пребывание в монастырском приюте – это не просто чтение молитв и Закон Божий. Здесь учатся не только читать и писать, но, в первую очередь, такому образу жизни, который приводит в конце концов к жизни вечной и помогает человеку преодолеть пропасть смерти. Есть на свете болезни, которые лечатся солнечным светом. Например, некоторые кожные. А духовные болезни лечатся светом веры и благодати. Вот почему так быстро меняются дети, живущие в этом приюте. Они как раз и попадают под этот свет любви и веры. Девочки учатся любви не только из наставлений сестер. Видят, какой заботой не только о них, но и вообще друг о друге пронизана здесь вся атмосфера. Вот богадельня, колясочная, предназначенная для того, чтобы здесь мирно доживали свой век состарившиеся, уже обессиленные возрастом монахини. Детство и старость – рядом. Две стороны жизни.
В привычку входят утренняя, дневная и вечерняя молитвы. Молятся перед едой, перед школой, перед началом каждого дела. Но не стоит представлять их с постными, умными лицами. Дети как дети – живые, веселые, играют, поют, стихи декламируют. В игровых комнатах – яркое многообразие игрушек: мишки, обезьянки, кубики… Для старших – велосипеды, бадминтон. Они выращивают вместе с наставницами цветы, вышивают бисером, расписывают под руководством сестры Марии трапезную.

И это, в принципе, нормальный образ жизни. Хотя, наверное, странно прозвучат слова о живущих по Божьей воле для человека неверующего. А уж по уровню неверия мы столько времени были «впереди всей планеты», что долго еще, наверное, будем пожинать горькие плоды. Да и как может быть иначе, если рушили храмы и проводили у стен бывших монастырей глумливые антипасхальные фестивали?
Мы ведь как всегда считали? Что человек – это звучит гордо. А оказывается, гордость – главная стена между человеком и Богом. И настоящий ключ к успеху – вовсе не в ней, а в умении смириться перед Творцом. А у нас как-то не получается. Вместо этого – митингуем на майданах, улицах, на работе и на кухнях, до изнеможения доказывая свою правоту.
Один мой знакомый, очень уважаемый человек, уже во взрослом возрасте принял крещение в православной Церкви. С тех пор прошло несколько лет. Он до сих пор радуется тому, что крещен теперь. Заходит в храмы, свечки ставит. Но вот до исповеди, а, следовательно, и Причастия, дело так и не дошло. «На исповедь я, конечно, не пойду, - как-то сказал он мне в разговоре на эту тему. - Я ж не школьник – в грехах каяться и прощения просить. Для меня это было бы унижением».
А Господь все ждет – когда же мы преодолеем гордыню? Вразумить пытается. Иногда наказывает, иногда – чудеса посылает. Ведь сколько проявлений присутствия в жизни силы и воли Господней происходит! В том же монастыре мы стали свидетелями потрясающего события. Когда-то стены этого монастыря – а существует он с 16 века – были расписаны фресками. После революции 1917 года чего здесь только не было – от музея до дискотеки и коммунальных квартир. И фрески исчезли сами по себе, не ожидая, пока их начнут счищать или закрашивать. Просто как будто ушли вглубь этих толстенных стен, а может – в вечность?
Когда монастырь вернули церкви, здесь буквально живого места не было. Выломанные полы, украденные умывальники, покореженные рамы в окнах. Более-менее пригодным для жилья оказалось одно маленькое ветхое строение. В нем и поселилось несколько монахинь, на долю которых первым досталось восстанавливать монастырь. Однажды утром, помолившись, как всегда, Господу и покровителю обители Николаю Чудотворцу, женщины ушли расчищать территорию. А вернулись - крыша строения лежала, разбитая, на земле. Она была до того ветхой, что рухнула, но, промыслу Божью, тогда, когда здесь не было ни одного человека. Никто не пострадал. Монахини до сих пор уверены, что это Николай Чудотворец уберег их от верной смерти. Ведь страшно подумать, что случилось бы, если бы крыша упала ночью, когда все спали.
А потом в восстановленной ими старинной церкви стали вновь появляться фрески! Происходит это так. Вначале будто тень возникает на стене. Потом она превращается как бы в черно-белый негатив. Потом, через некоторое время, появляются краски, вначале блеклые, а со временем все более и более насыщенные. И вот уже резко выделяются потрясающие по выразительности линии.
Мы видели эти фрески своими глазами. Одни из них были уже яркими, просветленными, другие еще как бы в виде негативов, «О, еще один голубочек проявляется!» - радостно ахнула молодая послушница, пробегавшая мимо нас с чайником в руке. А рядом с монастырем бьет животворящий источник святого Николая Чудотворца. Много исцелений происходит от этого источника. И монахини, и воспитанницы, и паломники купаются в нем круглый год.
Вот в таком благодатном месте живут воспитанницы и монастырские сестры – послушницы, инокини, монахини. «Столько милости Божией, - говорили они нам. – Ходишь по такой земле. Вот здесь по траве Николай Чудотворец бежал. Здесь воины русские сражались. На их святых мощах монастырь стоит. Вся земля здесь – как сплошной антиминс. И Господь нам такие явные чудеса показывает! Хочется же хоть чем-то ответить».

А девочки из приюта вырастают, и у каждой впереди свой жизненный путь. Некоторые уже не мыслят себя вне этих благодатных стен и остаются в монастыре, чтобы принять постриг. Из кого-то получаются прекрасные жены и сподвижницы для приходских священников. Многие, оканчивая школу, поступают в духовное училище, - например, на иконописное отделение. Если кто-то хочет остаться в миру, - никаких препятствий. В принципе, имея аттестат о школьном образовании с такими высокими оценками и глубокие знания, можно даже сегодня поступить в любое учебное заведение. Кто знает, какой путь назначен Богом каждому ребенку? Важно, что их души очистили от грязи, а вспыхнувшие в них лучики благодати уберегли детей от греха. И жемчужинки веры, засветившиеся в них, станут, быть может, светом миру и солью земли.
А пока они растут, учатся, шалят иногда – как все дети. И как на всех детях, буквально «горит» на них одежда, а особенно – обувь. Так что если у кого-то есть ненужные детские вещи, вы можете поделиться ими с монастырем, любой дар будет принят с благодарностью.

Адрес монастыря: Калужская обл., г.Малоярославец, Свято-Николаевский Черноостровский монастырь. Телефон (08431) 2-14-69. Обитель принимает паломников. Женщинам предоставляется бесплатное проживание и трапеза. Ехать от Киевского вокзала Москвы на электричке до станции Малоярославец. Дальше пешком по ул.Кутузова.

Комментарии

Надежда Ефременко

СпасиБо, Юлия, на добром слове! Но вообще-то этот рассказ - всего лишь бледная попытка передать ту благодатную атмосферу, что царит в монастыре. Первое впечатление, когда вечером к монастырю подъехали: дети с крестным ходом обходят монастырь (каждый вечер это делают). И впереди всех - девочка-даун с иконой в руках. А на лице такое выражение - радости, даже восторга, что доверили. Обо всем не напишешь. Дивны дела Твои, Господи!

Елена Шутова

 Как же радостно и молитвенно пишете, Надежда, о милости Божией чающих и дивных делах Божиих. "Сердце и плоть моя возрадовастася о Бозе живе". Да сохранит Господь сердца всех наших чад в ангельской чистоте и воспитает их от злака божественных Своих таинств.
 А у меня - радость: единственная дочь родила сегодня четвертое дитя - девочку. Заглянула в "Омилию",а Ваш рассказ - в тему. Двойная радость - делюсь . Забот, конечно, прибавилось, но очень-очень приятных. Подай нам, Господи.

Надежда Ефременко

Спаси Господи, Леночка! Рада весточке от Вас. И еще очень рада замечательной новости - о рождении еще одной внучки у такой молодой и красивой бабушки. Поистине, Господь благословил Вашу дочь чадородием, а через нее - и Вас. Пусть растут дети земными ангелами и небесными человеками. Молитвенно поздравляю!

Людмила Громова

Спаси Господи, Надежда, за интересный и душеполезный рассказ о монастыре. Так хорошо, благостно пишете - трогает до слез. Очень понравилась мысль:

А духовные болезни лечатся светом веры и благодати. Вот почему так быстро меняются дети, живущие в этом приюте. 

Золотые слова! Лучше, наверное, не скажешь.

Так захотелось побывать в тех местах. Посмотрела по карте - от нас до Малоярославца - всего около 2,5 часов ехать на машине. Надеюсь, что Господь сподобит посетить эту благодатную обитель.

Низкий поклон Вам, Надежда!