Вы здесь

Игра в синедрион

Безглазый судит безухого, безрукий — безногого, слепой — глухого, хромой — кривого, глупец судит хитреца, подлец — брехунца, злодей судит простофилю — так уж заведено в мире.

Пришел чудак — все сделал не так: не смотрел на пороки других, дело доброе сделал для них. Захотел, чтобы мир стал теплей, чтобы радостней жилось всем, веселей.

Набросились на него, закричали, во всех грехах обвиняли: безглазый кричал, что без глаз он, безрукий кричал, что без рук он, злодей упрекал за злодейство, дурак обвинял в дуралействе….

И такая игра без конца у забывших про Бога-Творца.

Комментарии

Лучше ведь и сказать сложно - так чётко и так глубоко! Вот она - "проекция" своего "Я" на других. 

"Если хочешь узнать человека, не слушай что он говорит о себе - послушай, что он скажет о других!" 

СпасиБо, Светочка, порадовала! Здорово! good

Мария Коробова

Правда, Света, даже жутковато. Вдруг явственно представила эти многофигурные странные композиции-иносказания из позднего средневековья - "Слепцов" в первую очередь. И музыка странная какофоническая. И название "от противного" -  "игра в..."( Как у Гессе "Игра в бисер") Это рентгеновский снимок эпохи? И, вероятно, не только нашей. "Чудаки" во все времена отправлялись на костры, в действующую армию, в Гулаги, психушки и т.д. В лучшем случае на их сгоревшее для людей сердце кто-нибудь опасливо наступал ногой. Та ли это толпа, о которой робко или с неприязнью писали и писали до нас?

Мне кажется, миниатюра в твоем творчестве даже превосходит эссе по силе и страсти. И вместе с тем что-то нарочито  наивно-дурашливое. скоморошливое... В общем, блеск!

Жму руку, успехов.

Мария Коробова

Ирочка, ты права. Только у Гойи все равно не столь страшные,  юродские, пустые, одержимые лица - даже вместо глаз  - затененные провалы. Лица тех, мне все кажется, кто писал доносы инквизиции. У Гойи воплощенная готика - одержимость лишь небесами - и в пластике, и в самих фигурах - длиннющие, с воздетыми руками часто, как шпили соборов. А по существу ты права. И такие готовы обрушиться на чудака тоже.

Игра, о.Василий, потому что все это от ненастоящести, от фальшивости, игра в роли "праведника", судии. Все фальшивки тяготеют к этой роли, но их добродетели - ряженые.

Люди, играющие в добродетели, точно так же играют в синедрион. Не играющие, но живущие реальной духовной жизнью, никогда не рядятся в эти роли, наоборот - боятся их получить даже по праву, из смирения.

Светлана, конечно, гордость всегда удаляет от Истины. Но, мне кажется, бывает, когда люди лжесвидетельствуют неосознанно и тогда они, как Вы говорите, "играют в синедрион," а бывает, когда осознанно, тогда, думаю, они подражают синедриону. 

Благодарю, о. Алексий! Мне так и виделось, ясно и кратко, афористично, а вот ритмичность пришла сама почему-то. Ну, раз пришла, значит, ей и быть. Куда ж теперь деваться ) Но, если и правда, усиливает эффект, то, слава Богу, что пришла. Значит, этой вещице - быть )))

Ольга Клюкина

 Очень удачная форма, Света! Точно, образно, немного "с забавой" - в духе древнерусских притч. Хорошо бы целый такой цикл написать на разные христианские темы. Могло бы получиться нечто неповторимое в своем роде!  

Мне по этому поводу даже вспомнилась одна древнерусская притча (привожу в вольном пересказе):

  Жили в одном монастыре два брата – один глухой, но зрячий, а второй – слепой, но глухой.
  И вот принес им кто-то недопеченный хлеб и говорит:  
- Примите, милые, хлеб, да сыр.
  Стали братья обедать, и тут слепой спрашивает:  
- Хлеб есть, а где же сыр?
  А глухой брат ему отвечает:
- О чем ты говоришь? Нам подали один только хлеб, а никакого сыра и в помине не было.
  Рассердился слепой:
- Я своими ушами слышал, как было сказано: примите хлеб да сыр. Зачем же ты спрятал его от меня?
  И с этого времени началась между братьями вражда - из-за несуществующего сыра.

 Но это я так, просто по ассоциации. Удачный эксперимент! 

Благодарю, Оля! Я очень рада, если форма, правда, удалась. Сам образ, словосочетание "игра в синедрион" живет во мне давно. Мне приходилось участвовать в спасении других от такого семейного "синедриона" , когда без доли смущения родственники просто затравливали человека, как зверька заганяли. Образ родился из этого опыта и давно помогает мне высказываться на эту тему. Но вот случайно совершенно, даже не знаю почему, пришла такая словесная его иллюстрация. Слава Богу, что пришла )

Да, после осуждения Христа Синедрионом, люди снова и снова норовят сыграть в ту же игру, распиная Христа в ближнем. Самое страшное, когда это вытворяют люди, именующие себя христианами и по форме таковыми являющиеся.

Радости!

Да, и спасиБо за древнерусскую притчу! Очень интересно.

Хотелось выразить эту мысль, и вот пришла такая чудная форма - пока не вижу, насколько она приемлема. Но что-то в этом есть...

Играющие в синедрион всегда лезут в судейское кресло и стоят в позе пророка. И уж начав терзать жертву, терзают ее до победного конца. Пошлая игра....

Благодарю за отзыв, Лена!