Вы здесь

Герой Эллады

(повесть о Священномученике Григории, Патриархе Константинопольском)

В городе Н-ске готовились праздновать знаменательную дату: исполнился ровно год с тех пор, как местный педагогический университет стал сотрудничать с другим университетом, который находился за границей, в столице Греции, городе Афинах. Ожидалось, что оттуда на торжества в Н-ск приедут важные гости, в том числе представители руководства Афинского университета, и даже сам его ректор1. Разумеется, к встрече столь дорогих и почетных гостей тщательно готовились: в университетской библиотеке устроили выставку книг греческих писателей, выпустили научный сборник со статьями о культуре Греции, готовили концерт греческой народной песни и танца. Вдобавок, среди школьников города был объявлен конкурс сочинений на тему: «Герой Эллады»2. Да-да, не «герои», а именно «герой». Как видно, из всех героев Греции требовалось выбрать самого главного. Победителя ожидал ценный подарок: ноутбук последней модели, мечта не только каждого школьника, но и взрослого. Не правда ли, замечательный приз!

Однако кого следует считать главным героем Эллады? По этому поводу в 6-м –а классе 14-й школы города Н-ска, где как раз в это время изучали историю древней Греции, разгорелся целый спор:

— Конечно же, это Геракл! — авторитетно утверждал Вася, первый силач в классе. — Вон он сколько подвигов совершил! И с чудовищами разными сражался, и даже на край света и в царство мертвых ходил3. И всегда всех побеждал. Потому что был самый сильный. Ну как, согласны, что он — самый главный герой?

— Разумеется, он герой. — подтвердил щуплый отличник Юра. — Кто спорит? Да только не зря говорят — уму уступает. Значит, самый главный герой — это тот, кто всех умней. А кто из них был самый умный? Конечно, Одиссей. Помните, как он помог грекам захватить город Трою? Они ее десять лет осаждали, да все без толку. А Одиссей посоветовал им послать троянцам в подарок огромного деревянного коня. Мол, надоело нам с вами воевать, мы уходим, а вам на память дарим вот этого коня — не поминайте нас лихом… Те и поверили, и отвезли коня в город, и поставили на площади. Разве они знали, что у него внутри спрятан целый отряд воинов? Вот ночью те и вышли, и открыли городские ворота — так Трою и взяли4. А, если бы не Одиссей, греки бы под ее стенами еще не один год простояли! Ну разве Геракл бы до такого додумался?! Спорим, что Одиссей самый главный герой Эллады!

— Положим, он и умный. — вмешался рассудительный Коля, раскрывая потрепанную книжку с картинками. — Только вот, смотрите, какую я книгу в библиотеке взял. Называется «Герои Эллады». И в ней про Одиссея ничего не написано. Значит, никакой он не герой Эллады. А по мне лучше всех — Ясон. Он и сильный был, как Геракл, и умный, как Одиссей. Между прочим, Геракл вместе с ним в поход за золотым руном ходил. И слушался его, как командира. Значит, самый главный герой Эллады — Ясон!

— Нет, Одиссей лучше! — не сдавался Юра. — Он всех умней!

— Нет, Геракл! — насупился Вася, сжимая кулаки. — Только скажите, что нет! Я вам всем сейчас докажу… покажу!

Весь день в классе не умолкал спор: кто же все-таки был главным героем Эллады? Геракл? Ясон? Одиссей? А может быть, кто-то другой? Спорили долго и шумно, так что под конец едва не подрались. И все-таки не пришли к согласию. В итоге каждый из ребят решил написать сочинение о том из героев Эллады, которого он считал самым главным, лучшим из лучших.

Только Дима не участвовал в споре. Потому что ему одинаково нравились и могучий Геракл, и находчивый Одиссей, и храбрый Ясон. Вдобавок, он никак не мог решить, какое же самое главное качество отличает героя от остальных людей? Сила? Смекалка? Умение вести за собой людей? Как быть? Что выбрать?

Однако тут Диме вспомнилась старинная поговорка: один ум — хорошо, а два — лучше. В самом деле, если он сам не может ответить на эти вопросы, то, может быть, ему подскажет крестный? Тем более, что крестный Димы, отец Николай, был священником. Стало быть, он умел давать людям мудрые советы. Так неужели он не подскажет Диме, кто из героев Эллады был самым-самым главным?

В ближайшее воскресенье Дима отправился в Свято-Лазаревский храм, где служил его крестный. Правда после службы ему пришлось долго ждать, пока тот наконец-то освободится. Потому что не только он один пришел в тот день за советом к отцу Николаю… Однако Дима мужественно дождался своей очереди и, когда они с крестным наконец-то остались одни, спросил его:

— Батюшка, а кто самый главный герой Эллады?

Надо сказать, что вопрос Димы несколько удивил отца Николая. Ведь ему чаще всего задавали совсем другие вопросы, касающиеся Православной веры. Хотя священник должен уметь дать ответ на любой вопрос… Опять же, вопросы задаются не без причины. В таком случае, почему же для его крестника так важно узнать имя главного героя Эллады?

— Понимаете, батюшка. — объяснил Дима. — Мы тут с ребятами поспорили. Одни говорят: главный герой — Геракл, потому что он самый сильный. А другие — что Одиссей, потому что он самый умный. А третьи говорят, что главным героем был Язон… Но ведь они же все герои. Тогда кто же из них все-таки главней?

— А ты как думаешь? — вопросом на вопрос ответил крестный.

— Не знаю. — честно признался Дима. В самом деле, ведь он же как раз и пришел к крестному, чтобы узнать это. Так почему же тот, вместо того, чтобы ответить, заставляет его самого ломать голову над этим вопросом?

— Ну, хорошо. — не сдавался отец Николай. — Тогда скажи: а кого называют героем?

— Того, кто совершает подвиги. — не колеблясь, выпалил Дима. Думаю, вы бы согласились с ним. Ведь какой герой без подвига? И какой подвиг без героя?

— Хорошо. — промолвил священник. — Значит, герой — это тот, кто совершает подвиги. А что такое подвиг? И ради чего люди совершают подвиги?

Дима замялся. И умеет же его крестный задавать вопросы! Нет, конечно, на первый из них он ответит хоть сейчас: подвиг — это когда герой сражается с врагом или с каким-нибудь чудищем, преодолевает опасности… Но ради чего? Ради руки прекрасной принцессы и полцарства в придачу? Однако такое бывает только в сказках. А в жизни? Странное дело — прежде он никогда не задумывался над тем, почему люди совершают подвиги. А и впрямь — ради чего они это делают? Загадка, да и только!

— Ладно. — улыбнулся отец Николай, глядя на растерявшегося крестника. — На такой вопрос и впрямь сразу не дашь ответа. Подумай. А пока расскажу я тебе о Константинопольском Патриархе Григории. Мы, православные, почитаем его, как святого. Родился он в Греции, в середине восемнадцатого века, в старинном городе Димициане, в семье священника Иоанна Ангелопулоса…

Дима с удивлением смотрел на крестного. Почему отец Николай вдруг вздумал рассказывать ему о греческом святом? Какое отношение тот имеет к героям Эллады?

Тем временем отец Николай продолжал свой рассказ:

— У отца Иоанна и его жены Асимины было два сына и две дочери. Но Бог не только одарил их множеством детей, но и удостоил чести стать родителями и воспитателями будущего святого — Патриарха Григория. Ведь святыми, как и христианами, не рождаются — ими становятся. И заслуга в этом во многом принадлежит их родителям. Не случайно многие святые выросли в благочестивых семьях. Вот и маленький Георгий (так звали будущего Патриарха до того, как он стал монахом) получил первые уроки веры и любви в стенах родного дома. Надо сказать, что отцу Иоанну и его домашним жилось нелегко — они были так бедны, что зачастую нуждались в самом насущном. И, тем не менее, не отчаивались, не роптали на судьбу — напротив, житейские трудности только объединяли их и укрепляли их веру и надежду на Бога. Ведь не случайно говорится: тот не унывает, кто на Бога уповает!

Правда, бедность помешала Георгию вовремя пойти в школу. Да-да, не удивляйся, крестник, в те времена обучение было платным и оказывалось по карману далеко не всякому человеку. Вот и отец Иоанн долго не мог найти денег, чтобы заплатить за обучение сына. Но нет худа без добра. В то время, когда сверстники Георгия шли в школу, он вместе с отцом отправлялся в храм. И помогал ему во время Богослужений. Можно сказать, первой школой Георгия стала церковь. И уроки веры, полученные там, определили всю его дальнейшую судьбу.

Позднее Георгию все-таки удалось получить образование. Один из преподавателей местной школы, иеромонах Мелетий, приходился ему дядей и крестным. Он-то и позаботился о том, чтобы Георгия приняли туда учиться. Занимался Георгий хорошо и охотно, а когда закончил школу, то продолжил обучение: сначала в столице древней Греции — Афинах, а потом — в городе Смирне, куда в ту пору переехало на житье много его родственников, в том числе и крестный — иеромонах Мелетий. Здесь Георгий сделал свой окончательный выбор жизненного пути, решив служить Богу и Церкви. Он принял монашеский постриг и сменил имя…

— Почему? — удивился Дима. — Разве Георгий — это плохое имя?

— Эх, крестник-крестник! — вздохнул отец Николай. — Разве имя может быть хорошим или плохим? Или забыл поговорку: не имя красит человека, а человек имя. Просто, когда человек становится монахом, он тем самым расстается с прежней, мирской, жизнью и начинает новую жизнь — жизнь во Христе. И в знак этого ему дают новое имя. Иногда оно начинается на ту же букву, что и прежнее. Но иногда оказывается совершенно иным. Например, преподобного Сергия Радонежского, игумена земли Русской и основателя Троице-Сергиевой Лавры, до принятия монашества звали Варфоломеем. А преподобного старца Серафима Саровского — Прохором. Ну, а Георгий Ангелопулос в монашеском постриге стал Григорием. Понял?

Дима кивнул. И тогда отец Николай стал рассказывать дальше:

— Более десяти лет прожил монах Григорий в Смирне. Жители этого города полюбили его не только за образованность, но прежде всего за глубокую веру и благочестивую жизнь. А тамошний митрополит Прокопий рукоположил его сперва во диакона, потом во священника. Когда же Владыка Прокопий был избран Константинопольским Патриархом и должен был уехать из Смирны в Стамбул6, то народ и священнослужители стали просить, чтобы тот назначил своим преемником Григория. Патриарх Прокопий одобрил их выбор. И возвел Григория в сан митрополита Смирнского.

Надо сказать, что в ту пору родина Святителя Григория — Греция переживала тяжелые времена. Прошло уже более четырехсот лет с тех пор, как ее захватили и поработили турки5. Они по-хозяйски распоряжались в завоеванной стране. И не только притесняли греков — облагали их непомерными налогами и по малейшему подозрению убивали целые семьи. Но обманом или уговорами, а чаще угрозами, заставляли их принимать свою религию — ислам. Или, как метко говорили в народе — потурчиться…

— А почему греки это терпели? — спросил Дима. В самом деле, отчего потомки легендарных воинов Эллады не прогнали врагов прочь? Или к тому времени в Греции перевелись герои?

— Они не раз пытались это сделать. — ответил крестный. — Но им не под силу было справиться с огромной, вооруженной до зубов турецкой армией. Вдобавок, после того, как турки подавляли очередное восстание греков, они жестоко расправлялись не только с его участниками, но и с ни в чем неповинными людьми. Чтобы запугать тех, кто остался в живых и запретить им даже мечтать о свободе. Но разве можно убить мечту? И вопреки всем угрозам и запретам в покоренном греческом народе продолжала жить мечта о великой и свободной Элладе. Кто-то во имя нее поднимал очередное восстание против турок в отчаянной надежде на победу. Кто-то в память о ней называл своих детей именами древнегреческих богов и героев Эллады: Афины, Геры, Геракла, Ахиллеса. Ну а кто-то, более робкий или расчетливый, решив, что плетью обуха не перешибешь, а жить как-то надо, предавал свою веру и свой народ и подавался к туркам… Но был еще один путь к освобождению Эллады. Его-то и избрал Святитель Григорий. И по нему он вел своих духовных детей.

Дима с удивлением смотрел на крестного. В самом деле, что он имеет в виду? О каком пути говорит? Словно угадав, о чем думает крестник, отец Николай сказал:

— Святитель Григорий тоже мечтал об освобождении своей Родины. И верил, что Господь поможет Элладе вновь обрести свободу. Но для того, чтобы это произошло, людям нужно обратиться к Богу. Перестать жить бесполезными воспоминаниями о невозвратимом прошлом и надеяться только на силу оружия. Ведь Бог не в силе, а в правде. И Он помогает тем, кто верит в Него и живет по Его заповедям. Поэтому, чтобы сбросить турецкое иго, грекам надо сначала перестать быть рабами греха. Потому что «… всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34). И это рабство куда страшнее турецкого — ведь тут в плену оказывается не тело человека, а его душа…

Кажется, теперь Дима начал догадываться, почему крестный вздумал рассказывать ему о Патриархе Григории. Уж не хочет ли он убедить его, что верующий человек никогда не будет сражаться с врагами так, как сражались с ними герои древней Эллады? Не даст отпора зарвавшемуся злодею, не защитит слабого, не ответит ударом на удар. Напротив, будет покорно терпеть любые обиды и унижения, веря, что они посланы ему в наказание за грехи… Точно! Диме не раз приходилось слышать от людей… даже от кое-кого из учителей и одноклассников, что вера превращает человека в послушное, слабое существо… в раба. Ведь не случайно в молитвах человек именуется рабом Божиим. Конечно, Дима верит в Бога. Но он ни за что не согласен быть рабом! Одним из тех, о которых говорят: «плюнь ему в глаза, а он скажет — Божья роса»! Не дождутся! Уж лучше уж быть таким, как те герои, что смело бросали в лицо врагам: «умру, но не сдамся!» Разве Патриарх Григорий был таким?

Только нежелание обидеть крестного удерживало Диму от того, чтобы встать и уйти. А отец Николай, как ни в чем не бывало, повествовал о том, как Святитель Григорий, став митрополитом Смирнским, строил в своей епархии храмы и школы, оказывал денежную помощь бедным ученикам, а также больным, одиноким и престарелым людям, переводил с древнегреческого языка творения святых отцов, заботился о том, чтобы священники в храмах читали народу проповеди, и сам неукоснительно это делал… Но разве сейчас священники и архиереи не поступают точно так же? И где же тут подвиг? Ничего особенного…

Похоже, крестный заметил, что Дима слушает его вполуха, со скучающим видом. И сказал:

— Ты, наверное, думаешь — что тут героического? Но не забывай — Святитель Григорий жил в стране, покоренной чужеземцами и людьми другой веры. Мало того — враждебными к Православию. Помнишь, я говорил тебе, что турки всеми силами старались заставить греков принимать ислам? Сам понимаешь, им пришлось не по нраву то, что делал митрополит Григорий. Он мешал им окончательно поработить греков. Зато греческий народ почуял в нем своего духовного вождя. Да-да, крестник, ты, наверное думаешь, что вождь — это непременно полководец? Но бывают и духовные вожди. Правда, не всегда люди могут отличить, кто из них — истинный вождь, а кто — обманщик. И, увы, чаще всего они идут за обманщиками, которые обещают им свободу, счастье, богатую и беззаботную жизнь. Одним словом, светлое будущее без Бога. Ведь эти обманщики служат тому, кого называют отцом лжи7. Сам понимаешь, куда они заводят тех, кто им верит… А настоящий духовный вождь ведет людей к Богу. И полагает за них свою душу…

Дима призадумался. Пожалуй, крестный прав. Для того, чтобы проповедовать Православие в стране, завоеванной чужеземцами и иноверцами, нужно быть очень смелым человеком. Но все-таки Святителя Григория не преследовали за это. Выходит, турки не видели для себя опасности в его трудах. Возможно, крестный преувеличивает, называя его духовным вождем греческого народа?

— Неудивительно, что греческий народ уважал и любил Святителя Григория. — продолжал свое повествование отец Николай. — И когда в 1897 году ушел на покой престарелый Константинопольский Патриарх Герасим, его преемником был избран митрополит Григорий. Конечно, это была великая честь. Но и великая ответственность. Ведь теперь ему предстояло вести к Богу не только жителей одной епархии, но весь греческий народ.

Разумеется, он понимал, что не сможет это сделать в одиночку. Нужны помощники: священники, учителя. Причем такие, которые бы убеждали не только словами, но и собственным примером праведной жизни. А еще нужны книги. Доступные всем и написанные на языке, понятном не только образованному человеку, но и тем, кто едва знает грамоту. Мало того: нужно сплотить православных людей так, чтобы они не на словах, а на деле почувствовали себя братьями и сестрами во Христе. И любили Бога и ближних не словом и языком, но делом и истиной8, подтверждая свою веру добрыми делами.

Поэтому, став Константинопольским Патриархом, Святитель Григорий добился у султана разрешения открыть при Патриархии типографию, где издавались церковные книги, а также сочинения святых отцов, переведенные с древнегреческого языка на тот язык, на котором говорили и писали в тогдашней Греции — так называемый новогреческий. Некоторые из этих переводов он сделал сам. Впоследствии Святителю Григорию удалось устроить еще ряд типографий: на острове Хиос, в Яссах, Киданиях, в Корфу и Кефалии. Благодаря этому церковные книги перестали быть недоступной редкостью, и их читатели заново открывали для себя мудрость и святость православной Эллады.

Однако Патриарх Григорий открывал не только типографии, но и школы. И благословлял духовенство и народ оказывать им всяческую помощь. В школах, основанных им, получили образование сотни греческих детей. Кто-то из них потом сам становился народным учителем, кто-то — ученым, кто-то шел в священники. Разумеется, все эти люди не просто несли в народ свет знаний — они учили его самому главному — вере в Бога и жизни по Его заповедям. Ведь жить — значит Богу служить!

А еще он организовал благотворительную организацию — «Фонд милосердия»9, куда ежегодно отчислялись пожертвования из Патриаршей казны, а также от архиереев и мирян — от знатных людей до купцов и ремесленников. Четыре раза в год: на Праздники Пасхи, Рождества Христова, Успения Пресвятой Богородицы и день памяти святых Апостолов Петра и Павла неимущие православные люди получали из этого фонда денежную помощь. «Фонд милосердия» приносил двойную пользу: благодаря ему богатые получали возможность ради Господа помогать беднякам. А те не чувствовали себя отверженными благодаря заботе о них собратьев по вере, прежде всего — Патриарха Григория.

Разумеется, не только духовные дети Святителя Григория видели в нем духовного вождя греческого народа. Таким его считали и враги Православной веры. И они делали все возможное, чтобы помешать ему. Не прошло и двух лет с начала Патриаршества Святителя Григория, как турецкий султан отправил его в ссылку. Изгнанный Патриарх был вынужден был вынужден уехать сначала в Халкидику, а потом — на Святую гору Афон. Там, в земном уделе Пресвятой Богородицы, Святитель Григорий прожил около восьми лет, пока, в 1806 г. не был возвращен на патриаршество. Христиане Стамбула устроили ему торжественную встречу. Его чествовали, как исповедника веры, как героя. Однако Святитель Григорий понимал — это лишь начало его крестного пути. Наверняка вскоре турки вновь отнимут у него свободу… а может, и жизнь. Единственный способ избежать новых гонений — покориться, замолчать, оставив свой народ на волю врагов, как стадо без пастуха. Но разве так поступает истинный пастырь? Нет, он полагает свою душу за тех, кого ведет к Богу! А Святитель Григорий был истинным пастырем, готовым скорее умереть, чем предать своих духовных детей. Я читал, будто он даже привез с собой ключи от своей афонской монастырской кельи в знак того, что готов скорее снова отправиться в ссылку, чем изменить главному делу своей жизни — служению Богу и людям. Неудивительно, что спустя два года после возвращения Патриарха Григория турки снова сослали его — сперва в монастырь Преображения Господня на острове Принкипи, а затем — на Афон. На этот раз он пробыл в изгнании 10 лет.

В это время Святителю Григорию пришлось пережить еще одно испытание. Или, скорее, искушение. Когда он был на Афоне, к нему обратились члены «Дружного общества», по-гречески — «Филики Этерия». Это была тайная организация, которая занималась подготовкой восстания против турок. Они предложили Святителю Григорию примкнуть к ним…

Дима оживился. Потому что был уверен — Патриарх дал согласие присоединиться к тем, кто готовил восстание. Да и могло ли быть иначе? Ведь сколько лет Святитель Григорий вел свой народ к духовной свободе. И вот теперь его труды увенчались успехом — настал час освобождения Эллады от турецкого ига. Стоит Патриарху сказать лишь слово, и греки, как один, пойдут в бой за свою веру и свободу…

— … Но он отказался. — произнес крестный.

— Почему? — в голосе Димы слышались удивление и разочарование. В самом деле, почему Святитель Григорий не встал на сторону восставших? Разве так поступил бы настоящий народный вождь и герой Эллады? — Неужели он испугался?

— Нет, он не испугался. — ответил отец Николай. — Думаю, ты понял, что Патриарх Григорий был бесстрашным человеком. И когда, через два года после окончания его второй ссылки и возвращения на Патриарший престол, греки подняли восстание против турок, он поддерживал его: жертвовал восставшим деньги, а также давал им сопроводительные письма под своей подписью. Это давало участникам восстания возможность свободно ездить по стране, не опасаясь ареста — ведь человек с охранной грамотой, подписанной Патриархом, не вызывал у турок подозрений. Разумеется, Святитель Григорий знал имена многих руководителей этого восстания. И все-таки он отказался вступить в «Дружное общество». Возможно, потому, что это была тайная организация. И те, кто предлагал Святителю Григорию вступить в нее, не назвали ему имен своих вождей. Сам посуди, можно ли идти за неведомыми вождями и доверять тем, кого не знаешь? Вдобавок, Патриарх Григорий имел основания опасаться, что турки попытаются помешать восстанию, используя греков, находящихся в их власти, в качестве заложников. И, если восставшие не сложат оружие, заложники будут казнены. Но он, воспользовавшись своим влиянием при дворе тогдашнего султана Махмуда, может спасти от гибели этих ни в чем неповинных людей. Как пастырь, он обязан разделить судьбу своих соплеменников и единоверцев…

… Мог ли он знать, что отдаст за них жизнь?

Увы, все произошло так, как и предполагал Святитель Григорий. Турки ответили на греческое восстание массовыми арестами и казнями греков. Они потребовали от Патриарха осудить и отлучить от Церкви главу восстания Александра Ипсиланти и его соратников, угрожая в случае отказа устроить резню христиан. И, хотя Святитель Григорий всей душой был на стороне людей, сражавшихся за свободу его Родины, он выполнил волю турок, чтобы спасти от смерти своих духовных детей.

Тем временем восстание разгоралось, охватывая все новые и новые области Османской империи. И тогда по приказу султана Махмуда вновь начались аресты и казни греков. Были казнены Константин Мурузи, знатный человек, представлявший греческую общину при дворе султана, и Эфесский митрополит Дионисий. Еще несколько греческих архиереев турки заключили в тюрьму. Было очевидно, что вскоре подобная участь ожидает и Патриарха Григория. Ведь разве могли турки оставить на свободе того, кто был духовным вождем греческого народа и помогал восставшим? Разумеется, нет.

Предчувствуя надвигающуюся беду, друзья Святителя Григория советовали ему уехать из Стамбула. Однако он отвечал им:

— Как же я, пастырь, оставлю свое стадо? Ведь я ношу Патриарший сан, чтобы вести народ ко спасению, а не для того, чтобы подставлять его под сабли янычар. Моя смерть будет полезнее, чем моя жизнь, поскольку благодаря ей греки будут сражаться еще мужественнее. Нет, я не стану посмешищем для всего мира, спасшись бегством, чтобы, глядя на меня, люди говорили: вот Патриарх-убийца!

Людская память сохранила и другой ответ, который Патриарх Григорий дал одному из своих друзей, уговаривавшему его не подвергать смертельной опасности свою жизнь и бежать в безопасное место:

— Я предчувствую, что рыбы Босфора будут есть мое тело, но я умру спокойно во имя спасения моего народа.

Святитель Григорий понимал, что «становится жертвой»10. Но готов был пожертвовать собой ради Православной веры и ради свободы своей Родины — Эллады.

Тем временем настал Праздник Пасхи — Светлое Христово Воскресенье. В былые годы православные храмы Стамбула были полны богомольцев, славящих воскресшего из мертвых Христа Спасителя. Разумеется, больше всего народа приходило в церковь, где Пасхальную заутреню и Литургию служил Патриарх Григорий. Но в Пасхальную ночь 10 апреля 1821 г. лишь немногие осмелились прийти в Свято-Георгиевский храм, где Святитель Григорий совершал свою последнюю службу. Потому что ходили слухи, будто турки собираются нагрянуть туда и перебить всех, кого найдут. Люди, молившиеся в ту ночь вместе с Патриархом Григорием, были готовы умереть за Христа. Но Господь удостоил мученического венца лишь их архипастыря…

Во время праздничной Литургии в Свято-Георгиевский храм вошел турецкий чиновник и велел Патриарху немедленно следовать за ним. Святитель Григорий понял, что его час настал. И потому отказался сразу же выполнить приказ. Вместо этого он отслужил Литургию до конца, поздравил прихожан с Праздником Пасхи и подарил каждому из них крашеные пасхальные яйца. Лишь после этого Патриарх отправился во дворец султана.

Сначала турки подвергли его допросу. От Святителя Григория требовали называть имена участников восстания. Потому что были уверены — он знает их. Однако Патриарх отказался предать своих единоверцев, сражавшихся за свободу Эллады. Он молчал даже тогда, когда его стали пытать, требуя отречься от Православной веры:

— Патриарх христиан умрет христианином! — вот единственные слова, которых смогли добиться от него враги.

Тогда, под конвоем, в сопровождении палача, Святителя Григория повезли на казнь. Чтобы устрашить народ, турки решили повесить его у входа в Патриарший дворец. Вместе с ним приговорили к смерти двух его диаконов…

Отец Николай говорил, а перед глазами Димы вставала страшная картина. Вот палач срывает с престарелого Патриарха верхнюю одежду, обшаривает ее карманы. А рядом с ним суетятся какие-то люди, добровольно вызвавшиеся помогать палачу. Вот кто-то из них с издевкой говорит осужденному Святителю:

— Ну и где же твой Бог? Что же Он тебя не спасает? Или Он не слышит Тебя? А ты так надеялся на Него… Что ж, пеняй на себя, христианин…

Вот палач надевает петлю на шею Патриарха. И тот, воздев руки к небу, обращается к Богу с последней молитвой:

— В руки Твои, Господи Иисусе Христе, предаю дух мой!

— …Три дня тело Святителя Григория оставалось на виселице. — донесся до него голос крестного. — На шею ему турки повесили табличку: «это — первый виновник восстания, соучастник и соотечественник бунтовщиков». И все это время враги Православия потешались над казненным Патриархом, бросали в его тело камни. Увы, никто из православных греков не осмелился выпросить его у султана, чтобы похоронить по-христиански — люди боялись, что тогда их обвинят в сочувствии восставшим… А тем временем другие люди, люто ненавидевшие христиан, выкупили тело казненного Патриарха у турок, и, сняв его с виселицы, с насмешками протащили по улицам Стамбула. После чего, с тяжелым камнем на шее, бросили в море. Однако Господь не дал мощам Святителя Георгия утонуть в морской пучине. Тело Патриарха было поднято из воды греческим кораблем и тайно увезено в Одессу. Там русские архиереи совершили торжественное отпевание Патриарха-мученика, после чего мощи его были положены в раку в кафедральном соборе этого города. Там они находились почти полвека.

Напрасно турки надеялись, что казнь Святителя Григория устрашит восставших. Напротив, после его убийства они стали сражаться еще мужественнее. Сбылось предсказание Патриарха Григория о том, что его смерть послужит делу освобождения Греции. В 1830 году, после поражения Турции в русско-турецкой войне, Эллада обрела независимость. А в 1871 году, когда греки торжественно праздновали пятидесятилетие от начала восстания, принесшего их стране свободу, мощи Святителя Григория были с почестями перевезены из Одессы в столицу Греции — Афины и положены в главном храме этого города — Благовещенском кафедральном соборе. Так Патриарх Григорий вернулся в родную Элладу. Еще спустя полвека, в 1921 г., он был причислен к лику православных святых. Святитель Григорий почитается и у нас в России. Но, разумеется, его память особенно почитают его земляки — православные греки.

Вернувшись домой от крестного, Дима долго раздумывал над его рассказом. А еще — над вопросом, который ему задал отец Николай: кого называют героем? Бесспорно, так можно назвать закаленного в битвах богатыря, искателя славы и приключений. Но могут ли все его подвиги сравниться с подвигом человека, отдавшего жизнь за веру и свободу своего народа? Так, как это сделал Патриарх Григорий, «положивший душу о людех своих»

…Спустя два месяца после того, как Дима написал и отправил на адрес конкурсной комиссии свое сочинение, по 14-й школе пронесся слух, что итоги конкурса наконец-то подведены и выбран победитель. Правда, никто не знал его имени. Однако говорили, будто это — кто-то из учеников 14-й школы. И что через несколько дней к ним приедут представители местного педагогического университета, а также гости из Греции, чтобы поздравить автора лучшего сочинения и вручить ему выигранный приз. Но все-таки кто же этот счастливчик? Кто победитель?

Накануне приезда гостей и объявления итогов конкурса ученики 6-го А класса обменивались своими мнениями на этот счет:

— Конечно, это буду я! — уверенно произнес Вася. — Ведь я же написал о самом лучшем герое — о Геракле! Он был всех сильней!

— Ну-ну. — усмехнулся отличник Юра. — Не о Геракле надо было писать, а об Одиссее. Я ж тебе говорил — он самый умный. Вот теперь и увидишь, что сила уму уступает. Наверняка первый приз дадут мне!

— Кстати, Дим, а ты о ком написал? — полюбопытствовал рассудительный Коля. — Об Одиссее или о Геракле? А может, все-таки об Язоне? Как я…

— Нет. — признался Дима. — Я написал о Патриархе Григории.

— Ну, ты даешь! — изумился Вася. — О Патриархе! Да разве он герой?

— Конечно, герой. — ответил Дима. — Самый настоящий герой.

— И что он такого героического сделал? — съехидничал Юра.- Неужели сражался с кем-нибудь? Ни за что не поверю! Я читал, будто священникам запрещено даже брать в руки оружие…

— Он погиб за веру и за свободу своей Родины. — объяснил Дима. — Разве это не подвиг?

— Ну, погибнуть — дело нехитрое. — хмыкнул Вася. — Вот если бы он не погиб, а победил…

— Он победил! — Дима явно не думал сдаваться. — Погиб, но победил!

— Такого не бывает! — отрезал Вася. — Погибает тот, кого победили.

— Бывает! — настаивал Дима. — А как же тогда Христос? Он же умер за нас, чтобы победить зло! И победил его!

— Да что ты с ним споришь! — усмехнулся отличник Коля, обращаясь к Васе. — С ним спорить бесполезно! Он же у нас верующий, в церковь ходит. А у них там знаешь, чему учат? Ударили тебя в одну щеку, подставь другую. Бог терпел, нам велел… Где ж ему понять, кто такой герой! Эх ты… раб Божий!

Обиженный Дима готов был уже броситься на них с кулаками. Но вспомнил слова крестного: не в силе Бог, а в правде. В самом деле, разве он сможет доказать одноклассникам, что бывают разные герои и разные подвиги? Вряд ли. Ведь совсем недавно он сам считал, что герой непременно должен быть воином и победителем… Однако теперь для него самый главный герой Эллады — это Святитель Григорий. И никто и ничто — ни насмешки одноклассников, ни то, что победа в конкурсе достанется не ему, не переубедят Диму в этом. И не заставят отказаться от своих слов.

Но тут Диму, вместе с другими учениками, позвали в актовый зал школы на торжественное собрание. Сейчас представители двух университетов — Н-ского и Афинского — должны были назвать имя победителя конкурса. Так кто же этот победитель? И какому герою Эллады было посвящено его сочинение?

Стоя в задних рядах, Дима из-за спин одноклассников разглядывал гостей.

— А это кто там такой стоит? — шептал кто-то сбоку. — Ну, справа от нашего директора, важный такой…

— Говорят, это их ректор. — раздалось в ответ. — Ладно, молчи. Послушаем, что он говорить будет. Интересно, кому же все-таки дадут приз?

Дима тоже приготовился услышать имя победителя. Каково же было его изумление, когда он вдруг услышал из уст греческого ректора… собственные имя и фамилию!

И вот он уже стоял на сцене, на виду всей школы, прижимая к груди огромный букет цветов и держа в руке коробку с подаренным ноутбуком, еще не веря своему счастью и своей победе. А ректор Афинского университета, обращаясь к сидящим в зале, произносил торжественную речь:

— Я был очень рад узнать, что российские школьники так хорошо знают имена древних героев Эллады. — сказал он. — Но еще большей радостью для меня было узнать, что они знают и почитают Святителя Григория, Патриарха Константинопольского11. Человека, памятник которому стоит у входа в наш университет. Национального священномученика, совершившего свой жертвенный подвиг во имя веры и Родины. Святого, чьей кровью записана в наших сердцах свобода Эллады.

Святый священномучениче Григорие, моли Бога о нас!

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Ректор — глава университета или института.
  2. Эллада — название Греции на греческом языке.
  3. Ниже перечисляются имена героев древнегреческих мифов: непобедимого богатыря Геракла, Ясона, который вместе с друзьями путешествовал в страну Колхиду за золотым руном, а также хитроумного царя Одиссея, о приключениях которого древнегреческий поэт Гомер сложил поэму.
  4. Отсюда и пошло крылатое выражение «троянский конь», то есть, подарок с подвохом.
  5. В 1453 г. турки захватили столицу Византийской империи — Константинополь (Царьград). Завоеванная Греция вошла в состав турецкой Османской (или Оттоманской) империи.
  6. Стамбул — столица Османской империи и современной Турции. А до завоевания турками Греции он был столицей Византийской империи и назывался Константинополем (на Руси его чаще именовали Царьградом). До сих пор Константинопольские Патриархи живут и служат в Стамбуле.
  7. Ин. 8, 44.
  8. 1 Ин. 3, 18.
  9. Другой вариант перевода названия этого фонда — «Кивот милости».
  10. Цитата из 2 Послания Апостола Павла к его ученику Тимофею, где он, предчувствуя свою скорую гибель от рук врагов веры, пишет: «… я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия… » (2 Тим. 4, 6-8).
  11. Память Священномученика Григория, Патриарха Константинопольского, совершается 10 апреля. В России он почитается с 2000 года.

Список использованных источников:

  1. Макарий Симонопольский, иером. Жития святых, составленные на Святой горе Афон, в 6 томах. Т. 4 (март-апрель). — М., 2011. — С. 510-513.
  2. Биографическая справка о Св. Григории из Википедии.
  3. Мксим (Николопулос) Иверский, мон. О национальном священномученике Святом Григории 5, Патриархе Константинопольском. — материал от 21 апреля 2010 г. — сайт Zedmitza. ru.
  4. Статья «Священномученик Григорий 5, Патриарх Константинопольский». — сайт Новочеркасского благочиния, pravnovjch. Ru.

Комментарии

Классная вещь.
Спасибо. Хотелось бы продолжения, только о наших мучениках , особенно во времена коммунистов.

Спасибо. Но пока получите свеженаписанного "Маркеллина"...как раз эта история (как не странно - вроде, речь о Диоклетиановых временах) о новомучениках. Навеяна она да-авней лекцией приехавшего в наш град Архангельск о. Георгия Митрофанова, который сказал, что в Росии ХХ века быоло много случаев отречений от веры на почве (да-да..."на нашей, датской")ожидания непременно чуда. А, когда его не происходило - получалось то же, что с Маркеллином: ждал-ждал, не дождался, ага, значит, Бога нет! Кстати, текстов о гонениях в ХХ веке у меня очень много, собственно, почти все мои ранние рассказы и не только. Из лучших, что висят тут: "Храм неразрушимый", "Страстная седмица", "До Последнего Суда" (он "проблемный", как-никак, герой его -самоубийца), "Свидетели" и недавняя "Марфа". А-а, ну, конечно, главное забыла: три рассказа о Новомучениках: "Рабам земли напомнить о Христе" (мученица Антонина Брянских), "Память его да будет незабвенна" (Свт. Иларион (Троицкий) и "Тайна Владыки Петра" (Свт. Петр (Зверев)). Они где-то ранее висят (заинтерсуют - посмотрите), вдобавок, опубликованы в моей книжке "Тайна Владыки Петра".  А жития пересказывать я еще буду...придет времечко. Спасибо Вам! Е.

Юлия Санникова

 Матушка Евфимия, а уменя слезы навернулись по прочтении... Я думаю, что иногда уместно говорить о подвигах Святых через призму исканий современников. Это подчеркивает, усиливает смысл совершенного Ими, высвечивает высоту. Иначе и не донесешь порой сейчас.

Спаси Господи!

Это всего лишь слабое подражание Крюсу. Был такой немецкий писатель, автор сказки "Тим Талер, или проданный смех". Но у него есть еще одна вещь - "Мой прадедушка, герои и я", где он развенчивает Геракла, Зигфрида, много-кого. Вещь серьезная. Здесь тот же ход - больший герой тот, кто "не герой". Ну, помните как Сэм у Толкиена...не Фродо, а Сэм. Причем я провела Диму через неприятие христианского героизма к...в какой-то мере он сам совершил маленький подвиг, написав о святом и пытаясь доказать другим, что он - герой. К сожалению, житие Святителя Григория - краткое. 4 страницы в книжке, есть и статьи, но там тоже немного данных. Если хотите полюбопытствовать, с каким материалом (и как) я работала - посмотрите их. У меня была задумка - сделать рассказ от лица очевидца, но пока я весьма осторожна с реалиями - не зная их - не пишу "на реале". Оставался единственный способ - опять писать о Диме и его крестном. Они имели реальных прототипов, но очень от них отличаются. Дима был героем целой серии краеведческих рассказов о церковном Архангельске - один из них чудом проскочил в мою черную "сретенскую" книжку. Вот такие сказки! Спасибо, что прочли! И успешного твор-рчества! Е.   

Немного разочаровало, что повесть, скорее о мальчике Диме, чем о патриархе. Заявлено, что о священномученике Григории, так и ждёшь, что будет описана его эпоха и он будет не героем сочинения гл. героя, но гл. героем.
Но я рада, что прочла.

Вы правы. Но здесь есть одна проблема. Доступное житие Святителя Григория - очень небольшое. Вот то, что в сборнике житий афонских святых (первое в списке литературы) - неполных 4 страницы. К сожалению, все очень кратко. Посмотрите сами (и эти тексты, и в интернете - Свт. Димитрий Ростовский и даже Евгений Поселянин о нем не писали, нет его жития и в Афонском Патерике). Я брала факты из 4-х цитируемых там источников - что где...и комбинировала. Например, сцена его убийства ярче всего показана в 4-м из источников...я кое-что смягчила. А оценка его подвига греками - во втором. Кстати, я вставила в текст почти все, что есть в этих источниках (кроме одного момента - что под его влиянием кое-кто из потурчившихся греков вернулся в Православие). Но, (к сожалению) я не настолько владею реалиями того времени, чтобы, по примеру о. Н. Агафонова, написать об этом Святом что-то объемное. Признаюсь честно - силенка не та. Поэтому (поскольку это - текст для детской книжечки) я пошла по иному пути - попыталась глазами вымышленного героя показать, что святой - это тоже герой. Причем больший, чем храбрые воители. А для того, чтобы это выглядело убедительнее, провела Диму от отрицания подвига Святителя Григория к признанию того, что он-то и есть величайший герой Эллады. Понятно, что все это отдает известной повестью Джеймса Крюса "Мой прадедушка, герои и я". Но, худо, хорошо ли вышел рассказ - он откровенно миссионерский: раб Божий - это герой. Настоящий. Как Святитель Григорий. Спасибо Вам, что прочли. И я рада, если Вы хоть немного узнали об этом Святом...я о нем не знала прежде, чем взялась писать эту историю. Е.