Вы здесь

Дуновение

Милые омилийцы! Это, так сказать, опыт соавторства. Катя Тихонова - отличница литературного клуба -  еще только учится стилю и образности. А идеи – прекрасные. Вдруг вам понравится наш дуэт. А еще здесь творческие продукты этого моего литературного клуба (он уже в прошлом, увы) Присылаю прямо по своему газетному материалу.
Из детской рубрики издания «Православное слово в Нижнем Новгороде»: ДУНОВЕНИЕ, рубрика юных мечтателей.

Дуновение… - Дуновение – это благословение свыше? Дуновение – это порыв летнего ветерка? Дуновение – это наша новая рубрика! Дорогие ребята, сегодня у нас в гостях не затейница бабка Марья, а целая стайка «внучат» - мальчишки и девчонки воскресной школы при нашем соборе Александра Невского. Литературные опыты этих талантливых юных прихожан и открывают творческую страничку для детей.

Видение Машеньки
Сказки пятнадцатилетней Катеньки Тихоновой, воспитанницы воскресной школы при соборе Александра Невского украсили новую нашу рубрику. Просим любить и жаловать! Катюша – творческий человек, музыкальную школу окончила. Катя рассказывает о себе: «Очень люблю животных, людей, вообще – жизнь. Мне нравится ходить в воскресную школу. С моей лучшей подругой Наташей я дружу уже 10 лет.» Да, интересный человек – гостья нашего «Дуновения».

Жила в давнюю пору сиротка одна. Прежде у батюшки да мачехи (мать-то померла). Погорела ее деревня, все родные сгинули, а больше всего жалела она сестреночку Аленочку - в колыбели осталась… Людей много на пожаре помогать бросились, да видно, не нашли. И отец на пожаре пропал, семью спасая… Мачеха одна не пропала, да без отца поедом Машу заела. Ни на что не жаловалась Машенька, а света белого не видала из-за мачехи недоброй. То в мороз она ее белье в проруби полоскать отошлет, то на всю ночь за шитье - платки подрубать – усадит… Да, не жаловалась Машенька, а горевала втихомолку. А еще просила порой ангела-хранителя своего – не оставь же меня в горькой доле… Вот раз послала ее мачеха в дальний бор за черникой. Притомилась Маша, прилегла на травке и видится ей то ли въяви, то ли во сне: подходит человек ни молодой, ни старый, одет по-крестьянски, да и говорит: пойдем, болезная. Я тебе чудо чудное покажу! Встает девочка, оглядывается: перед ней хоромы царские. Крыша золотом крытая, крылечко серебром мощеное. На перильцах ясные звездочки посажены. А уж внутри-то! – одна палата краше другой! Та – в изумрудах зеленых, та – в красных яхонтах, ну, а в третьей самоцветы, как радуга, отовсюду горят! Усадил незнакомец гостью оробевшую за стол и стал про житье-бытье расспрашивать:
- Небось, дурная семья у тебя, жестокая – пошла одна в гору к дальнему бору? И корзинку какую большую тебе на чернику-то, мелку ягоду, отыскали?
Девочка думает: «Негоже чужому семью хаять» А вслух говорит:
Семья большая, все в работе! Что ж я, руки сложа сидеть буду?! Что могу – делаю. Как могу – помогаю. Меня в дом взяли да кормят – и спасибо добрым людям.
Усмехнулся человек, а за окном, как будто солнышко враз проглянуло. – Ну, коли так, пойдем, Маша, я тебе еще что-то покажу! – Стал он девочку по разным комнатам-залам водить и чудеса показывать: Тут золото в бочонках насыпано. Тут - в корытах жемчуг скатный, будто горох. А крайняя комната – так сияет, что глазам больно – вся алмазная она – и стены, и пол, и лампы, и скамьи… - А зачем ты мне, дяденька, все это показываешь? Я девочка простая, бедная, к хоромам таким непривычная… -
На то человек говорит: исполнишь мой зарок – я тебе все богатства в руки отдам и хоромы эти подарю. Считай, повезло тебе, сиротке! – Хлопнул он в ладоши, и вышла из дверочки малой девочка годочков так шести. На голове покрывальце белое – лица не видать, только кудри русые выбиваются. – Усмехнулся незнакомец:
Погуби ты мне это дитя. Не в добрый час оно родилось. Коли сможешь ее в воду столкнуть, али в медвежьей чаще привязать – будешь ты до веку в богатстве да холе жить… - На то Маша так и вскинулась: «Душегубец ты, не надо мне богатства твоего! Отдай мне это бедное дитятко, станет она сестрицей мне милой! По людям работать буду, а ее лелеять стану!» Схватила Машенька дитя за руку и бросилась из сияющих палат. Бежит, бежит – а дверей нету! Схватил ее человек за косу…Рванулась девочка изо всех сил… и проснулась! Что ж это было? Полуденица морочила? Головушку распекло? Села Маша, а сердце так еще и трепещет. Вдруг видит: бредет по дороге девочка – русая, кудрявая, годочков шести. – Откуда ты , дитятко? – А девочка отвечает: - Сиротинка я горькая, погорелица. Меня почитай пять лет назад чужие люди из колыбели спасли, из огня вынесли. Только и осталась у меня от семьи памятка – медная ягодка. – И показывает дутую пуговичку, на веревочке подвешену. У Маши ноги подкосились: «Да ты ж моя сестра любимая!» Девочка ей отвечает – Неспроста мы повстречались, сестрица милая! Было мне видение, чтоб в черничный бор идти. А я-то ведь в семью богатую, тароватую наконец попала. Взял меня в дочки купец – камни самоцветные с Урала возит. Тут на дорогу вышел купец с женой да слугами, да прислужниками. Говорит: «Эту красну девицу в дочки не взять – дураком остаться! Пригожа, умна, в трудах день деньской – я вижу… А у младшенькой моей теперь радости поболе будет!» На том и порешили. Едет Маша в богатом возке, сестреночку Аленочку за ручки так и держит, а в ушах голос тихий: «Было тебе испытание от ангела-хранителя твоего. Достойна ты сестрицу любимую найти и в счастье жить.» Остановили сестрицы возок. - Вышли и помолились с благодарным словом!
 - Понравилась вам сказка? А Катя нам еще одну сказку подарила!

Душа – жизни красота!
В одном селе жил крестьянин Иваныч с женою своей, Аленушкою. В Бога веровали. В храм хаживали. И была у них дочка Марфушка. Уж такая хорошая девочка, а красавица – ни в сказке сказать, ни пером описать! Всем-то она помогала, всем слово доброе сказывала. Хвалили ее люди, нахваливали… и возгордилась девушка. Молиться по утрам и вечерам пересала – Скучно,- говорит, - Еще время тратить… А сама все за зеркальце да за гребень. Да, и стала Марфушенька думать, что ее краше и на свете-то нет…
А по соседству бедный старик жил. Одежонка рваная, грязная – хозяйки нет, работы много… Но про Бога старче не забывал. Что ни воскресенье – в церкви на службе бывал. Невзлюбила дедушку Марфуша. – Хоть бы ты, старик, одежонку-то сменил! Ходит тут средь людей грязный да рваный! – А сама в зеркало круглое глядится и думает: «Да, не то что я, нарядная да пригожая…»
Вот как-то раз приходит Марфушка в субботу домой, а матушка ей говорит:
Доченька, Бога-то забыла совсем! Причастись завтра. Как православная христианка, помолись вечером.
А Марфушеньтка на это отвечает: - Еще не хватало мне до свету вставать, красоту мою портить – щечки побледнеют, глазки потускнеют! Я лучше сразу - в баньку, а потом кудри наведу. – Загоревала мать и стала за нерадивую дочку горячо молиться.
Ну, обедню наутро Марфушка проспала – понятное дело. Приходит матушка со службы, а девушка еще спит-почивает. Подумала мать, махнула рукой и стала сама варить да жарить. Марфенька встала, поела матушкина хлеба и пошла гулять, цветочки сбирать, бабочек ловить, ровно маленькая. А сама в зеркальце все подглядывает: - И верно, краше я цветов, краше бабочек! Решила Марфушенька в ручье умыться, чтобы личико белое от жары не испортить и…встретила деда-соседа. Шел старинушка с мельницы от тяжелых трудов. И весь в пыли, конечно! Ох, Марфуша прогневалась, так на старичка и наступает с бранным словом: «Ты хоть в баню-то, старичина, ходишь, бороду пыльную полощешь?» Сморщила нос, как барыня, а дедушка улыбнулся кротко, умылся в ручье и пошел себе тихонько, как будто и не слышал ничего. Марфуша ворчит под нос: - И воду-то замутил…- Стала сама умываться, а вода все темнее да темнее становится – что за диво?
Испугалась Марфушенька и убежала прочь. Прибежала она домой, рассказала все матери, а матушка и говорит: «Это не с личика грязь – с души! Не причастишься – век будешь воду мутить. Забудь же дерзости и лень и в храм наведайся немедля! – Послушалась девочка и причастилась, в храм стала часто наведываться. А с дедушкой помирилась, подружилась, стала помогать ему, одинокому, – то рубаху постирает, то пирожком угостит. Поняла Марфа – не наружная красота главная, а – душевная.

Ах, ребята! Какие интересные истории и сказки сочинили ваши ровесники – даже не верится. Многие из них прямо на нашей встрече – Воскресной школы и «Православного слова» (в помещении воскресной школы), 13 мая. У нас прошел «Урок фантазии», где мы сначала просто поучились сочинять. В сказке есть: зачин. В сказке есть хорошие и злые волшебные силы, могущественные помощники. Есть какая-то цель (молодильные яблоки, или спасение царевны…). Есть спутники – и люди, и звери (Серый Волк или богатырь Вали Гора, к примеру). Есть – какие-то испытания, препятствия (огненная река, Идолище Поганое, еще кто-нибудь). А еще есть волшебные вещи! – Сапоги-Скороходы. А еще какие волшебные предметы вам припомнились? – Вот наши ребята средней возрастной группы , причем после трудного экзамена по Новому завету, ответили на все эти «сказочные» вопросы. И тогда… Тогда сказки стали слетаться к нам, как Жар-птицы!

Белкина Аня, 11 лет, рассказала удивительно добрую и немножко смешную сказку про игрушку - любимого Мишку.
Мишка ожил!
Больше всего на свете я мечтала, чтобы ожили мои игрушки. Особенно мишка. Я подумала и…помолилась своему ангелу – ведь близились именины. Ничего, конечно, не произошло. Я сидела с книгой, вдруг в шкафу что-то заскреблось. Я открыла дверцу и увидела, как оттуда вылезает большой настоящий медвежонок - мохнатый, с длинной мордочкой… – Он заговорил человеческим голосом: - Твой ангел-хранитель оживил меня. Я такой теперь счастливый! Спасибо, Анечка!

Привалов Владимир, 11 лет, преподносит вам мальчишечью сказку, где не обошлось без ужастиков и стр-р-рашных приключений.
Спасение Земли
Я сидел за компьютером, когда чья-то рука легла мне на плечо. Передо мной стоял… Монстр. (Он сбежал из компьютерных игр! А потом вызвал инопланетян по волшебному радио и объединился с ними.) Одного глаза у Монстра не было, а голова была похожа на круглую красную сковородку и от нее веяло жаром. Сначала я испугался. А потом стал молиться о помощи, и ангел послал ко мне помощника. - Ко мне пришел на помощь красивый человек в черном плаще и цилиндре. «Я Магистр Добрых Дел. Я помогу тебе!» Мы спросили у Монстра, который стоял у компьютера – что же ему надо? – Оказалось, он хочет погубить всех землян, чтобы жили одни компьютерные игрушки и еще чужие инопланетяне. «Мы выбрали тебя. Ты должен пройти все испытания в заколдованном компьютерном доме – тогда мы оставим Землю!» Магистр пошел вместе со мной. Мы зашли в удивительный и страшноватый дом. Там было ярко и странно, как в компьютерной игре. И, как в игре-стрелялке, выскочили сразу какие-то уроды со странным инопланетным оружием. Я не стал ждать Магистра. Я просто прочел «Живый в помощи» - и все враги растаяли, а дом рассыпался. Вот так я спас Землю.

Предлагаем также вашему вниманию нежные и лиричные миниатюры. Оказывается, мальчишки тоже умеют писать такое. Итак, Белкин Максим, 15 лет.

Вечер. Птица спешила в гнездо и замерла на ветке, любуясь. Громоздились облака у горизонта. Небо с одной стороны полыхало красным и розовым. Большое дерево медленно темнело, как будто свет в театре гасили… С другой стороны неба становилось фиолетово и появилась первая звезда. Тут застрекотали кузнечики, запели лягушки и взвился прохладный ветерок. Птица все смотрела, все слушала…

Лена Моисеева, 15 лет, буквально с места рассказала поэтичную историю. Вот эта миниатюра.

Роза. Я – птичка! Я летела и увидела прекрасную розу. Она была такая волшебно красивая после дождя. На ней повисли прозрачные капельки и загорелись в лучах
солнца. Роза дышала, радовалась жизни. Мне не хотелось покидать ее…
 

Комментарии

Мария Коробова

Прошу прощения, не ответила сразу. Так и есть - и я у детей училась, и наоборот. Литературный клуб  существовал год(далее стало сложно увязывать с занятиями хора и еще ряд причин был). Но это был год очень счастливый - я вспоминала его, когда   наткнулась на свой старый материал и решила послать его.

Еще раз спасибо за добрые слова. Успехов!

Елена Гаазе

 Если бы Вы знали, как я люблю детское творчество! Когда я работала в школе, то почти каждый день писала с детьми маленькие творческие работы в начале урока - по картине или просто на тему. Получала огромное наслаждение. А дети мои шутили, мол не знаем, как насчет грамотности, а вот сочинения наш класс на любую тему напишет - хоть ночью разбуди. Я делаю журнал для школьников, и в нем много места уделяется детскому творчеству (пока больше в сторону рисунков), но мне бы так хотелось видть как можно больше детских рассказов и сказок, рассуждений. Они появляются, но хотелось бы какой-то систематической работы с ребятами. Школы пока не очень идут навстречу, т.к. журнал - православный, а в воскресных школах,насколько мне известно, в нашем городе такой работы не ведется. Поделитесь опытом. Работы Ваших воспитанников - прекрасны. Какой тонкий мальчик -  Максим Белкин!

С уважением, Елена.

Мария Коробова

Милая Леночка! В "Дуновении" я пыталась решить несколько основных задач - развитие креативности, интерес к литературе вообще и к литературному творчеству, в частности; а еще - техника, кухня работы со словом.Отдельная задача - эмоциональная децентрация, развтие спосоности к эмпатии, в частности, к тварям Божиим.

Решались задачи и в виде задач-этюдов "экспромтного" характера (как устный счет в начале урока по математике), и обсуждения, разбора образного строя и нравственной задачи автора в литературном тексте. а затем - инсценировки фрагмента. Так, мы инсценировали много из моей "Бабки Марьи" - православные сказки. А еще были ознакомительные занятия о различных  литературных жанрах, об особенностях стихосложения, о выразительных средствах...

Вот упражнение: предлагала "создать картину" не только вооружившись "красками" - "наденьте сверхчуткие наушники, наденьте сверхчуткие сенсорные датчики..." - В картине должны были проявиться не только зримые образы, но и звуки, ощущения. Или предлагала увидеть воображаемую каритину глазами другого существа (вот птички в материале). Использовала также "Грамматику фантазии" Дж. Родари - возможность смоделировать сказку всем вместе с помощью алгоритма и "набора инструментов", а можно сказку "наоборот", от противного. - "Синяя шапочка" отправляется к дедушке через море. а там - хищная касатка... Или через горы спешит Зеленый Шарфик, а там... гризли! - Дети обожали эти перевертыши и фантазировали с восторгом.  

Прошу прощения. что не ответила сразу - односложно не хотелось. С симпатией и уважением бабка Марья.

Мария Коробова

Спасибо Вам, отец Алексий, за добрые слова. Ваше одобрение значит для меня очень много. С нетерпением жду встречи с Вашими стихами.

С огромным уважением бабка Марья. Молитесь за меня. грешную.

Мария Коробова

Димочка, рада, что Вам понравилось. Детки были чудесные. Даже мальчишки (на которых я возлагала меньше всего надежд) оказались тонкими художниками.

Спасибо за милый отзыв. Люблю лаконизмы.

Успехов!