Вы здесь

Ближний как причина

У всякого человека есть три причины бытия: Бог, другие и он сам. Наверное необходимо родиться на каждом из этих уровней, чтобы быть по-настоящему, т. е. вполне, а не отчасти. Первое начало — Бог, это сотворение Адама и Евы, сотворение человека как такового. Второе — это рождение от родителей и становление под воздействием социума в самом широком смысле этого слова. Третье — это пробуждение в себя, приход в осознанное бытие, когда я — это я, а не кто-то другой, когда я осуществляю свой выбор сам, а не под влиянием чего-то или кого-то (второе рождение).

Выходит, когда мы кого-то обвиняем некрасивым восклицанием «Вот я из-за тебя….» — это отчасти правда, ибо отчасти в нас всё «из-за…». Кстати, эпоха модерна, помимо всего прочего (а может даже в первую очередь) была занята именно социальным аспектом человека, постмодерн подступил непосредственно к личности. Это лишь оговорка, которая здесь не совсем уместна, но всё-таки необходима, потому что важно понимать когда и какие уроки мы проходили и должны были выучить.

Итак, ближний для меня — причина, а не средство. Но причина чего? Важнее всего понять, что в нём обязательно есть причина меня самого. Помимо всяких высоких слов о любви к другому, надо уяснить, что моя любовь к себе включает в себя и любовь к ближнему. Хочешь по-настоящему любить себя — люби другого. Что за реальность стоит за этими словами попробуем сейчас разобраться.

Ближний — всегда провокатор по отношению ко мне: он будит во мне либо лучшие, либо худшие мои качества. Когда я являю себя городу и миру, я всегда завишу от того какой это город и какой мир. С одной стороны, меня понимают, трактуют в зависимости от того, кто воспринимает и трактует. С другой, я невольно (или вольно) буду стараться соответствовать, даже если действую вопреки. Правда, считается не очень хорошим тоном всецело зависеть от других, надо быть самому по себе, иначе ты как бы недородился, недовоплотился. Однако речь сейчас не об этом.

Надо понять каким быть для меня — хорошо: добродетельным или злодеем? Например, хороший грузовик — это какой грузовик? Тот, который соответствует своему предназначению. Хороший виноград — это какой виноград? Вкусный, сочный, вызревший, из него и вино хорошее получится, и сок, и кушать приятно. То же самое можно сказать и о хорошем человеке — он должен соответствовать своему предназначению. И здесь начинаются множественные разномыслия, которые в наше время достигли своего апогея.

А ведь в том и дело, что не я сам, а ближний — только хорошо бы в высшей своей точке, а не низшей — диктует меня самого. Отсюда растёт известное и подзабытое правило: моя свобода заканчивается там, где она начинает нарушать свободу другого. Или: люби ближнего, как самого себя.

А может запятую убрать? Тогда будет так: люби ближнего как самого себя — т. е. в нём люби себя (а в себе — его), ибо он это и есть ты. Как ты к нему относишься, таким ты и становишься.

Ближний — это причина меня. Но каким быть по отношению к ближнему — любящим или ненавидящим, помогающим или мешающим, благословляющим или проклинающим — решаю я сам (как причина его). Что и кого я буду осуществлять, взаимодействуя с другими, то и явится.

Кто правильно выучил этот урок, может двигаться дальше, ибо нашёл себя. Другого пути к себе настоящему не существует. Осуществляющий другого осуществляется сам (что отдал, то твоё).

Бог — ближний — я сам. Эту последовательную взаимосвязь нельзя отменить, можно только остановиться в своём развитии и начать загнивать (что и происходит со многими из нас, в т.ч. на уровне общества).

И вот что интересно: только нашедший себя действительно находит и Бога. Это вполне логично, ибо для встречи с Личностью необходима личность. А пока мы лиц не обрели, Бог для нас — абстракция, теория, идея, но не Встреча. То есть, мы знаем о Боге, но не знаем Бога — Он вне нас, а не внутри*.

Таким образом, полная цепочка выглядит вот как: Бог — ближний — я сам — Бог. Альфа и Омега, Начало и Конец…

----

*  Одно дело — верить, что есть Бог, и другое — знать Бога. Прп. Силуан Афонский

Комментарии

Моя самая любимая часть четверика. А вообще текст по ощущению похож на спираль, все усиливающуюся и идущую вверх.

Спасибо, Иннушка! Да, интересная получилась работа - я же и для себя в процессе открывала всё больше, понимала всё глубже. Все мои работы - это некий путь, который надо пройти и пишущему, и читающему. Винтовая лестница вверх - да, наверное так и есть.

Очень рада твоему отзыву.

Радости!

 

Сергей Марнов

Каждому свое, и нет ее, схемы любви. Когда звучит приказ Бога любить, уклонииться нельзя, иначе Всемогущий источник всякой любви врежет так, что мало не покажется. 

"Моя свобода заканчивается там, где она начинает нарушать свободу другого. Или: люби ближнего, как самого себя"

Первая часть цитаты - Руссо, вторая - Христос. Как совместить? А никак! Растлитель детей имеет свободу и неотъемлемое священное право получить от меня в рыло, вот и все. Из любви к ближнему пророк Илия резал колдунам глотки, и был и есть  свят. Любить в себе искру Божью, сознавая, что она Божья и накладывает обязаность на ничтожного хранителя - можно, а вот любить себя - не стот. Не случайно молитвы святых подвижников исполнены брезгливостью к самому себе. "Горее скота...", и.т.д. Сложно все, сложно...

И опять спасибо Вам за повод поскрипеть старыми мозгами, "бо заржавеють"!

Рада, Сергей Дмитриевич, Вашему отзыву.

исполнены брезгливостью к самому себе

Тут вот какая тонкость. Я - разный, есть я истинный, есть я неистинный. Или ещё так: я ветхий, и я Христов. Тут важно не запутаться в ярлычках, а мы именно этим болеем. Слова - наши друзья и наши враги одновременно.

Но если сказано люби ближнего, как самого себя, то значит себя любить можно - как минимум. Вопрос в том, какого себя любить и что значит любить. Про это в статейке кое-что сказано.

Истина вообще антиномична. Задача - увидеть всё как есть. Наша беда в том, что мы слишком много фантазируем. Прозреть труднее, чем мы привыкли думать. Надо перестать быть механическим человеком, нельзя мыслить штампами, а нас всё время сносит именно в эту сторону.

Радости!

Юлия Санникова

Светлана, согласна, нельзя мыслить штампами! Я думаю, что человеку сейчас сложнее найти именно себя в себе самом, информационное общество - это информационный человек, действующий и поступающий как приемник и передатчик навязанной ему инфомации. И здесь возникает особый феномен - голографическое сознание коллектива, где отдельный индивид лишь дополняет мнение толпы до полноты необходимой для голографического коллективного сознания состояния хаоса. То есть, индивидуальность растворяется в этом океане информации, ничуть не угрожая такому обществу, если она мыслит в рамках любой матрицы, вложенной в общую голограмму. Спасибо за интересную статью!

отдельный индивид лишь дополняет мнение толпы до полноты необходимой для голографического коллективного сознания состояния хаоса

Не совсем понимаю о чём Вы, Юля. Осколок голограммы отображает не фрагмент, а всю голограмму. Много осколков - много отображений целого. Это нормально. Так должно быть, наверное, а не есть. Даже быть по-настоящему фрагментом целого - это большое дело. Чаще всего люди вообще не имеют в себе никакого содержания - кроме сэмплов чуждого им звучания, подхваченного на бегу. Они имитируют содержание, по-попугайски повторяют чужое - не своё.

Но внятно мне ответить Вам тяжело, т.к. совсем не понимаю, что именно Вы видите.

Юлия Санникова

Светлана, я немного ушла в сторону от основной Вашей темы, простите! Отсюда и недопонимание. Мне кажется, что сейчас уже настал тот момент, когда возникает два общества. Одно, как вы и писали, пытается искать себя, и здесь справедливо: 

Ближний — всегда провокатор по отношению ко мне: он будит во мне либо лучшие, либо худшие мои качества. Когда я являю себя городу и миру, я всегда завишу от того какой это город и какой мир. С одной стороны, меня понимают, трактуют в зависимости от того, кто воспринимает и трактует. С другой, я невольно (или вольно) буду стараться соответствовать. Но считается не очень хорошим тоном всецело зависеть от других, надо быть самому по себе, иначе ты как бы недородился, недовоплотился. Правда, речь сейчас не об этом.

Но в эти отношения сейчас вмешивается так называемое "коллективное сознание-голограмма". Поясню. Я имела в виду исследования У. Липпмана (1889-1974), выпустившего в 1922 оду книгу «Общественное мнение». Он указал: главное то, какая картинка создаётся в голове внешним воздействием; необходимо сводить сложные проблемы к простейшим решениям с тем, чтобы человек поверил в то, во что уже якобы верят окружающие. Основным девизом книги стало выражение «мнения правят миром», откуда вытекала аксиома о том, что людям не надо мыслить, надо обмениваться мнениями и чувствами [44]. Книга Липпмана стала начальной точкой в формировании концепции коллективной (голографической) памяти (сознания). Информационное общество потому и является некритическим, что в его сознание вкладываются готовые картинки-образы (не обязательно воспроизводящее целое, это - фрагментарное сознание, набор картинок, фраз, лозунгов, все вместе это и создает сознание толпы). Тут вы общаетесь не с человеком, а с "участником коллективной голограммы". Стандартный набор картинок даёт ответ на стандартный набор вопросов, а отход от стандарта в любую сторону чреват обнажением всей скудости современной человеческой души. Именно на принципе всеобщей унификации и стандартизации базируется процесс глобализации [45, с. 335]. В данном случае быть фрагментом целого - это просто вписаться в голограмму общественного сознания (можно с чем угодно: нестандартное поведение приветствуется в рамках толерантности). Это могут фрики-панки-немо-транс -чем выше степень рабобщения, тем сложнее кажется общество, при этом таковым не являясь, но эти фрагментарные сознания формируют ту самую голограмму коллективной памяти-сознания. Ликвидация индивидуального сознания и трансформация его в общечеловеческое сознание, описанные Кржижановским, целиком соответствует концепции голографической памяти (1996). Голографическая память – это упорядоченное, системное восприятие всего прошлого опыта и представлений о будущем для доступа человека к любой информации в его разуме. Наиболее важные аспекты концепции: 1) расположение воспоминаний по порядку; 2) поадресное обращение к воспоминаниям; 3) вывод воспоминания на мысленный экран (создание голограммы); 4) голограмма есть интерфейс при взаимодействии сознания с бессознательным; 5) управление этим интерфейсом на уровне сознания [76, с. 256-267]. Отсюда становится возможным управление бессознательным, то есть можно контролировать  [Картинки по запросу голограмма] человека на уровне подсознания (это сейчас широко используется в медийном процессе). Предысторией голографической памяти были идеи о том, что для преодоления тоталитарных тенденций на уровне наций следует вернуться в прошлое и переоценить его. Переоценка прошлого – это по существу осуждение и искажение его в угоду ныне существующей идеологической доктрине. Этот процесс в деталях описан Оруэллом. Результат этого процесса – создание искусственной коллективной памяти. В рамках такой коллективизации человек разрушается как личность, теряет возможность индивидуально мыслить. Создаваемый искусственный коллектив не имеет исторического корня своего существования, так как история искажена (искажены и образы, мысли ваших собеседников). Однако пока такая память поддерживается в обществе только с помощью масс-медиа, всегда есть опасность, что человек может понять лживость происходящего и выйти из искусственного коллектива. Для предотвращения этого необходимо поставить память под электронный контроль, увязав человечество в единую социальную сеть. Поэтому голографическая память есть то же самое, что и коллективная память, и её разработка есть важный шаг на пути к достижению полного контроля над человечеством. Первый образец социальной сети (1995, Classmates.com) появился почти одновременно с голографической памятью. Именно социальные сети были предсказаны Брэдбери в виде телевизионных родственников. Пожалуй, только выход из всех составляющих информационной упрощенной коллективной голограммы поможет человеку найти себя. Простите, что отвечаю немного не в русле Ваших рассуждений. Но если зеркало искажено, то оно и ближнего будет искажать. Полагаться на такое зеркало нельзя, как я думаю. Здесь ближний уже не причина, и не следствие. В этом обществе (информационном) действуют совсем иные законы. И здесь справедливо Ваше высказывание, что люди не имеют в себе содержания, а значит и диалог утрачивает смысл. Мы говорим тогда с системой, даже общаясь с человеком. Как проваться сквозь нее к челвеку? И здесь как раз Ваши слова дают полный ответ:

И вот что интересно: только нашедший себя действительно находит и Бога.

Спасибо еще раз за Ваши размышлния, всегда с огромным интересом читаю их!!

Стандартный набор картинок даёт ответ на стандартный набор вопросов, а отход от стандарта в любую сторону чреват обнажением всей скудости современной человеческой души.

Да, это я называю сэмплирование - вместомышление. Отход от привычного набора ярлычков вызывает ярость, агрессию, ибо рушится (шатается, колеблется) мир-мыльный-пузырь.

Результат этого процесса – создание искусственной коллективной памяти. В рамках такой коллективизации человек разрушается как личность, теряет возможность индивидуально мыслить. Создаваемый искусственный коллектив не имеет исторического корня своего существования, так как история искажена (искажены и образы, мысли ваших собеседников). Однако пока такая память поддерживается в обществе только с помощью масс-медиа, всегда есть опасность, что человек может понять лживость происходящего и выйти из искусственного коллектива. Для предотвращения этого необходимо поставить память под электронный контроль, увязав человечество в единую социальную сеть.

Ложная коллективная память - это уже антихрист, как я понимаю. Механистическая система, которая пожрёт живую жизнь.

Пожалуй, только выход из всех составляющих информационной упрощенной коллективной голограммы поможет человеку найти себя.

Не поможет. Вообще я не разделяю страха перед соц.сетями и пр. Любой интструмент может быть использован во благо или во зло. Вопрос доминант важен, что главнее, что первично, что подчиняется чему. Беда в искаженном понимании оч. многих процессов и в массовых злоупотреблениях на всех уровнях организации человеческой жизни. Например, перевертыш: закрытие библиотек - это правильно, ибо они содействуют пиратам. и пр. А то что настоящие пираты крадут культурное наследие у всего человечества - это конечно не пиратство.

Вот в таком искажении норм - главная угроза, признание зла добром и правдой.

В этом обществе (информационном) действуют совсем иные законы. И здесь справедливо Ваше высказывание, что люди не имеют в себе содержания, а значит и диалог утрачивает смысл. Мы говорим тогда с системой, даже общаясь с человеком. Как проваться сквозь нее к челвеку?

Вы знаете, проф. С. Капица как-то хорошо сказал: человечество всю свою историю живет в информационном обществе. Это природное свойство человека. Так что здесь оч. много преувеличений, которые  существуют именно для искажения нормальной картинки мира. А содержание люди обретают очень просто: что отдал, то и приобрёл. Эгоизм, самолюбование, жадность, чванство и пр. пр. лишают человека содержания. К человеку можно прорваться только через человека в нём или через Христа в нём. Если оба эти канала отсечены, то, наверное, путей не остается. Но я на эту тему не размышляла.

Спасибо за беседу, Юля!

Юлия Санникова

Ложная коллективная память - это уже антихрист, как я понимаю. Механистическая система, которая пожрёт живую жизнь.

Точно, и я так понимаю. Именно в механистичности открывается право на чужую жизнь, как это ни парадоксально звучит. Право на обладание внутренним миром...который, если не вписывается в законы механистичности, выпадает. И тогда над ним смеются, глумятся. Эта дуальность порой весьма эффективна.

Я тоже не боюсь открытого информационного общества - сети. Здесь есть как выходы, так и тупики. Все зависит от внутреннего человека. Если он есть. 

 

 «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!»

Тут другой вопрос возникает, а кто мы? 

И вот что интересно: только нашедший себя действительно находит и Бога. Это вполне логично, ибо для встречи с Личностью необходима личность. 

И в то же время без Личности не будет полноты личности. Без Личности, мне кажется, невозможно так полюбить ближнего как самого себя, без Личности не поймёшь, как любить самого себя.

Меня всегда поражали слова молитвы, составленной Филаретом Московским: " Господи, Ты любишь меня более, нежели я люблю самого себя". Наш директор всегда любит повторять: когда вы опаздываете на работу, недобросовестно относитесь к обязанностям, то вы не любите себя. Любите себя!

   То есть любить себя - это быть достойным звания Человека, то есть того Образа, который в нас заложен свыше.

СпасиБо, Света, за статью и повод для рассуждения.

без Личности не будет полноты личности

разумеется. мы должны как бы прошить себя насквозь божественной нитью. нужна личная активность для восприятия Бога

Блажен, кто праведен правдой Божией, упование его сосредоточено во Христе, источнике его правды. Несчастлив тот, кто удовлетворен собственной человеческой правдой: ему не нужен Христос, возвестивший о Себе: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13).

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

СпасиБо, Танюша!