Вы здесь

Ближнему

Я свят тобою
и тобой убит:
любовь и грех
меня легко разит.

И жизнь, и смерть —
с тобой, в тебе, к тебе:
я червь и Бог;
и нет покоя мне.

Кто победит?
Кто побежден тобой?
И кто навек
останется со мной?

Комментарии

"С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися".
Прекрасные стихи!

Да, верная цитатка Вам вспомнилась. СпасиБо!

Я вот только-что  стишок состряпала, который нельзя назвать удачным, но тему озвучивает:

С пигмеями — пигмеем быть,
с волками быть — по волчьи выть.

С орлом — ласкаться к небесам.
При чуде — верить в чудеса.

Мне б человека отыскать,
чтоб им вполне с ним рядом стать.

Татьяна Ефимкина

Светлана, спасиБо за стихотворение! hi

К сожалению, привычку мыслить штампами изжить нелегко... и (говорю только о себе, ни о ком другом) твёрдая пища не по зубам, молочко бы проглотить. Потому тем большая Вам благодарность, что учите мыслить неизбито, учите искать и видеть суть.

Спаси Вас Господь, милая, милая Светлана! give_heart

Как-то мы болтали с моей хорошей подружкой на умные темы и договорились до весьма умных вещей, как ни странно )))

- Путь человеку дается в соответствии с мерой или на вырост?

- Всегда на вырост, иначе нет пути. Иначе - болото. Жаждущий расти, ищет возможности роста, но не как возможности роста, а как подлинное - все более и более подлинное. Это жажда по истине, по Истине. А самодовольство - зациклено на себе.

Тут уместен Достоевский:

Всякий, кто искренно захотел истины, тот уже страшно силен. Достоевский (Дневник писателя, 1877 год)

То есть, главное жаждать подлинного, всегда подлинного, а не удобного. Истина часто неудобна.

Особенно, если другой её излагает непривычно, кажется нелепостью. Когда люди ищут истину, они даже не следят за тем кто сказал, в этом смысле заморочки авторского права идут вразрез  с процессом познания и творчества. Доминанта исключительно на содержании, на смысле. А трудность в том, что одними и теми же словами можно говорить о разном, иметь в виду разное. Если цепляться только за слова, легко запутаться.

Важнее - слышание. Иначе получается умничание вместо познания. Вот это слышание другого и Другого - самое  трудное, наверное.

Ведь познание ещё древние греки определили как акт эротический, устремленность к другому. Интересно и что греческий текст Евангелия от Иоанна начинается:

"В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Слово было Бог".

Вот это Слово К Богу - вектор, устремление очень важен.

Вероятно та война, которая нынче объявлена полу как онтологической данности человеческого вида, имеет целью именно стирание образа Божия в человеке через стирание для начала здоровой эротичности как устремленности к другому.

СпасиБо Вам, Таня, за чуткое внимание give_rose

 

Света, хочу свой взгляд озвучить по поводу фразы в стихотворении "Я червь и Бог".

Всё просто, как мне кажется, объясняется Доминантой (по Ухтомскому). То, что (кстати говоря) свойственно раннему детскому возрасту - Доминанта на Другом. Когда ты с Богом и в Боге, то ты Христоцентричен и потому у меня совершенно не возникло сомнений по поводу заглавной буквы.

Тут сравнивалось со стихотворением Державина, так вот если посмотреть более пристально, то в его стихотворении смысл совсем иной, и тому подтверждение - "тире" между слововами, а так же обязательно нужно смотреть на предыдущие строки стихотворения.

Я царь — я раб — я червь — я бог!

А в твоём стихотворении нужно обратить внимание на предыдушую строку:

с тобой, в тебе, к тебе:

Мне предельно понятен смысл и верность заглавной буквы в слове Бог.

Всё просто, как мне кажется, объясняется Доминантой (по Ухтомскому). То, что (кстати говоря) свойственно раннему детскому возрасту - Доминанта на Другом. Когда ты с Богом и в Боге, то ты Христоцентричен и потому у меня совершенно не возникло сомнений по поводу заглавной буквы.

Ты чувствуешь, как я тебя целую? kissing

В том и беда, что мало кто понимает это. Очень мало кто.

СпасиБо, Радость моя! give_rose

Мы не понимаем, что значит истина "Бог стал человеком, одним из нас". Святые слова о Христе трудно понять человеку.
Я читала Вашу Высекательницу, Галерею помню. Теперь перечитала её по-новому. СпасиБо за многие открытия!

Да, вы правы: мы не понимаем. А всё потому, что люди ищут не истины, а самооправдания. Они ищут красивые ярлычки для своих некрасивых качеств. Не устаю вспоминать Бибихина, сказавшего, что каждое своё умозаключение надо проверять на чистоплотность, не желаю ли я себе той или иной самооправдательной  выгоды. Люди интересуются больше собственными мнениями об истине, нежели самой истиной. Подробнее об этом у меня в эссе «Про мылнию, дырку на плоскости и ярлыки». Тут уместно вспомнить Достоевского:

«Правда выше Некрасова, выше Пушкина, выше народа, выше России, выше всего, и поэтому надо желать одной правды, и искать ее, несмотря на все те выгоды, которые мы можем потерять из-за нее, и даже несмотря на все те преследования и гонения, которые мы можем получить из-за нее».

Чтобы верно понять Достоевского, заменим слово «правда» на  слово «истина», потому что наших маленьких человеческих правд - миллион (у кажого - своя), и большинство из них не имеет ничего общего с правдой настоящей - т.е. с истиной.

А ещё есть привычка. Мы привыкаем к штампам, оборотам и реагируем только на штампы, отвергая все, что не значится в списке наших «ярлычков». Среди людей царят мнимости и мнения, а не истина. Если бы было иначе, Апокалипсис был бы невозможен. Быть в истине - подвиг каждого отдельно взятого человека, его личный выбор и его личная любовь.

И Шекспира вспомним:

«Но человек — гордец с недолгой и непрочной властью,
не знает и того, в чём убежден.
Безлика его сущность перед небом,
она так корчит рожи обезьяньи,
что ангелы рыдают»
В.Шекспир, «Мера за меру»

Вспомнился, конечно, Державин. Но у Вас по-другому. Интересна мысль о единстве со всеми. Я встречал её у Златоуста. "Любовь такова, что любящий и любимый составляют уже не два отдельных лица, а одного человека, чего не может сделать ничто, кроме любви" свт. Иоанн Златоуст.

Да, Христос молился о нас: "Да будут все едино!" Такое единство достигается только в любви, а любовь такая - только во Христе. Бог стал одним из нас - человеком, чтобы человеки могли стать богами. А Путь к этому один - Христос в нас.

Златоуст, видимо, говорит о любви супружеской. Но мы помним, что семья - это малая церковь. И видимо потому - церковь, что соединяет воедино.

СпасиБо!

вложено в слова: "Я червь и Бог"? Когда мы пишем слово "Бог" с заглавной буквы, то имеем ввиду Святую Троицу, когда "бог" пишем с прописной то, вкладываем в него другой смысл. Я воспринимаю даные слова в таком смысле, когда слово"бог" пишется с прописной буквы.

мы видим написание слова "бог" и Бог, "сыны" и "Сын" с заглавной и прописной букв. Разным написанием букв в данных словах выражен разный смысл. Одно дело, когда речь идет о человеке, как образе Божьем, и другое дело, когда речь идет об Истинном Боге, Сыне Божьем (Сыне Человеческом, как называл Себя Сам Господь).

Например. "Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?". (Ин. 10, 34)

"Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы" (Пс. 81, 6).
"Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии… Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу". (Рим. 8, 12–17)
"Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам Свет и разум, да познаем Бога истинного...» (1 Ин. 5, 19–20)

Никак не пойму, чего Вы хотите, о.Василий. Цитаты, которые Вы привели, - всем известны. 

Когда мы пишем слово "Бог" с заглавной буквы, то имеем ввиду Святую Троицу, когда "бог" пишем с прописной то, вкладываем в него другой смысл.

Если Вы хотите сказать, что Богочеловека Христа нельзя называть Богом с большой буквы (а только Сыном Божиим), то Вы сильно заблуждаетесь. Иначе откуда бы взялась Богородица? Она же не Троицу родила, а только Сына. Но Бог - един, кто видел Сына, видел Отца.

Человечество после Боговоплощения приняло в свои ряды Бога. Можно даже сказать, что Человечество - это Богородица (не как личность, а как суть). Богородица - символ всего человечества. И все мы, люди, к этому причастны, мы имеем высшей точкой своего естества воплощённого Бога. Во Христе каждый из нас един с Богом и с самым последним негодяем, как и Сам Христос.

Смысл соделанного Христом спасения в чем? Задумайтесь! Он стал одним из нас, и всё Его стало нашим (только поэтому победа Христа над адом - наша победа) - в Нём и через Него.  Всечеловек - это диапазон смыслов и возможностей, но высшая точка его - Сам Христос. Она не вне, а внутри его, она - его суть. Высшая суть человека - Христос (и Он не только Бог, но и мой Ближний, и как ближний Он - я, подобно другим людям). Моё стихотворение - об этом. Кстати, в слово «я» можно вкладывать разные значения, например «я есть народ» - всё зависит от переживаемого и описываемого автором состояния.

«Если Вы хотите сказать, что Богочеловека Христа нельзя называть Богом с большой буквы (а только Сыном Божиим), то Вы сильно заблуждаетесь».

Светлана, в произведении не упоминается ни одно из имен Богочеловека Христа и я посмотрел на стихотворение глазами простого читателя, и спросил о том, какой именно смысл вложен Вами в известную по оде Г.Р. Державина «Бог» антитезу «Я Царь, — я раб, — я червь, — я Бог!»
Светлана, я не ставил перед собой цель найти в Ваших произведениях какие-либо богословские ошибки.

Духовное образование и совершение Святой Евхаристии на протяжении почти двадцати лет, чтение произведений Святых Отцов Церкви, посильная молитва помогают мне сформировать правильное представление о Боге.

я посмотрел на стихотворение глазами простого читателя

Будем надеяться, что «простой читатель» благодаря нашей беседе теперь будет всё понимать правильно.

Помнишь, у меня в Галерее Высекательницы: кто в ком отражается?

Я вот иногда думаю, что человек - это и Христос, и Иуда, и все христы и иуды вместе взятые, в одном флаконе. И все это - возможности меня. А кто победит до конца - неизвестно.

У Хаксли в антиутопии "Обезьяна и сущность" мне нравится:

— Это слишком прекрасно, я была бы слишком счастлива, если бы так оно и было. А Он (Велиал) не хочет, чтобы мы были счастливы. — Пауза. — Почему ты сказал, что Он нас не тронет?

— Потому что есть кое-что посильнее Его.

— Посильнее? — Она качает головой. — Он все время боролся с этим — и победил.

— Только потому, что люди помогли ему победить. И не забывай, что победить раз и навсегда Он не может.

— Почему же?

— Потому что Он не может не поддаться искушению и не довести зло до предела. А когда зло доходит до предела, оно всегда уничтожает само себя. И после этого снова появляется обычный порядок вещей.

— Когда еще это будет...

— В масштабах всего мира и в самом деле не скоро. Однако для отдельных людей — тебя и меня, например, — хоть сейчас. Что бы Велиал ни сделал с остальным миром, мы с тобой всегда можем действовать во имя естественного порядка вещей, а не против него.