Вы здесь

Благочестие

Посеребрилась — в тридцать пять,
Чело пометили морщины,
Глаза отчаялись сиять,
Ушли любимые мужчины.
Она взмолилась: "Боже мой!.."
Теперь поёт в церковном хоре,
В душе — Божественный покой,
Сменивший призрачное горе.
Ей будто снова двадцать пять,
И красота земная с нею,
В очах сиянья не объять...
Благочестивые юнеют...
 

Комментарии

Мария Коробова

 - Мне вообще очень нравятся Ваши стихи. которые просмотрела почти все в "Омилии".

Но вот немного кольнуло: с какой легкостью вы определили меру душевного покоя в прошлом несчастливой женщины. Это стихи, представляющие красивую, но, все-таки, отвлеченную модель. Не "юнеем" мы с несчастий. Православие помогает сохранить душу и не озвереть, обрести мудрость, покой - да, согласна! А боль может остаться. Я знаю женщину , у которой сын-подростоок погиб под обрушившейся со старинной водокачки чудовищной ледяной глыбой. На каникулы к бабушке поехал, а перед отъездом. желая порадовать мать, не только причастился, но даже соборовался... Следом за маленьким христианином ушел муж, которого поразил инсульт, а потом в течение года какая-то последняя близкая родственница. Она ходит в черном который год. Это прекрасный преподаватель воскресной школы и катехизатор. В соборе вся ее жизнь. Только вот не юнеет она, Евгений, не юнеет...

Спасибо за литературные впечатления и тему для полемики. Успехов Вам!

Евгений Боровой

 Мария, душевно-предушевно благодарю Вас за пламенную защиту лучшей половины человечества от верхоглядной оценки мужчин внутреннего мира несравненных женщин! Можно было бы ограничиться в "защиту" двустишием: 

   Уже поэтом сказаны слова:

   "Ты - женщина, и этим ты права!" - 

Но вспомнил, что женская логика и логика мужская "несколько" отличаются. Вы приняли это "творение" за стихотворение и потому отнеслись к нему столь серьезно и увлеченно. На самом деле оно - поэтическая зарисовка, как говорится, "картинка с натуры". Причем слово "юнеют" - больше подсказка для неуглубления в возрастную проблему, нежели обозначение бессердечного биологического процесса. Да и предпоследняя строка со "старорежимным" словом "очи" настоятельно "просит"  воспринимать стих за образ, романтизированный намек. В данном случае я выступил в качестве акына, который "что видит, о том и поет". Кстати, я "это" действительно видел. У Вас, наверно, вкусная улыбка. Улыбнитесь!..

Мария Коробова

... Тем более. столь обстоятельный. Относиться к таким самостоятельным и небеззубым стихам, как Ваши, "несерьезно" я не могу. Я очень рада, что Вы обладаете романтизированным восприятием действительности.  - Конечно, в момент душевного подъема, молитвенного состояния героини Вашей стихотворной и моей "документальной" историй могут быть и счастливыми и вдохновенными, юными... 

Кстати, я-то Вам "на полном серьезе" написала, а в Ваших "душевных-предушевных" строчках просматривается легкая ирония. Прощаю ее Вам - вероятно, потому, что Ваша улыбка тоже, скорее всего, очень милая и добрая.  

С уважением Одна Женщина, Которая Любит Поговорить.

Евгений Боровой

 Не сомневаюсь, Мариюшка, что Вы - ЖЕНЩИНА. А "Которая Любит Поговорить"... Так "организм", образованный Создателем и названный нами языком, для того и служит, дабы поговорить, а не скрывать свои мысли (тем более не использовать его в иных целях - даже с благими намерениями)... Увы, я - ироник, но с Вами "беседовал" вполне серьезно. Честное пионерское! Просто хотел увидеть Вашу улыбку. И Чехова уважаю пожизненно. Поздравляю Вас с замечательным понедельником! Творческих Вам откровений (и не только творческих!) и приятных слов и пожеланий.

О-о, дай-то Бог, если так! Если человек не притащил с собой в церковь грязный хвост своих страстишек...как там у Сковороды: "амуры прежних лет ей не давали покоя"... У Святителя Игнатия (Брянчанинова) есть поистине убийственная цитата о дамочках, которые от чтения романов обратились ко благочестию, и хотят, "чтобы их новая жизнь тоже была романом..." Дальше не цитирую... Хорошо, если нет этого... Но мне чудится, как и в "Матушке" скрытая усме-ешечка автора. И хорошо, что так! Е.

Евгений Боровой

 Увы, матушка, здесь никакой "усме-ешечки" нет; над святым я не насмехаюсь (по крайней мере - умышленно). Но в поэзии есть определенная условность (так сказать, "люфт", регулирующий восприятие читателя), которая позволяет игнорировать мелкие детали (предполагающие обилие лишних слов). И "нагрузочное" слово "юнеют" вовсе не означает физиологический процесс... А ключевая строка в этом дискуссионном для женщин стихе - предпоследняя (причем "старенькое" слово "очи" тоже несет свою "нагрузку"). В очередной раз восхищаюсь Вашей ИСКРЕННОСТЬЮ в оценках, милостивая матушка. Упоминаемый Вами свт. Игнатий - один из наиболее почитаемых мной православных писателей...

Так тут и не святое... разве что в том же отношении, что "сало, это святое"...хи-хи... Кстати, наверное, последнюю фразу можно истолковать и так: становятся чище, непосредственнее, избавляются от "душевной старости" (помните старуху Изергиль: "стариками родитесь вы, русские..."?). Но...грешна, мне поблазнился скрытый юмор...пожила-порезвилась - одумалась-обратилась. А что плохого? Лучше поздно, чем никогда! И-ха-ха! Е.

Евгений Боровой

 Нет, матушка, тут было и есть святое, ибо писано с натуры, не с той, которой пользуются художники... Эту женщину хорошо знаю: она была НАСТОЯЩЕЙ ЗЕМНОЙ женщиной, а теперь - загадка (для меня); ее предпоследнестрочное сияние объяснить не могу, потому "величаю" сей стих поэтической зарисовкой, дабы не относиться к нему с незаслуженным почтением. Аналогичный случай вспоминаю при посещении храма в Каунасе (или Вильнюсе - не помню, ведь было это в конце 70-х): как меня поразил аристократического вида мужчина! Много лет спустя я его "запечатлел" (если благословите - опубликую): 

Один стоял — коленопреклонён,
К груди прижав нервические руки,
А с купола взирал воскресший Он,
Познавший человеческие муки.
Коленопреклонённый — ввысь и ввысь,
За храм, за купол, словно там дорога —
Влекущая Божественная мысль...
Глаза сияют — зрят живого Бога...
 

Ну а если, как Вы говорите, "одумалась-обратилась", - все может быть. Только я уверен - у нее это ИСТИННО. Благодарю, матушка, за то, что позволяете мне "включать" в житейский обиход извилины, время от времени пребывающие в стадии посапывания-похрапывания.

Полноте-полноте! У меня просто такой идиотский жизненный опыт...привыкла похихикивать. Вершиной стал триллер "Отравленный источник", где все герои - подлецы. И все очень смешно. "Ах, хих-хи смехи, добрый молодец, не хворая ведь ты преставился..." (как хихикает Смерть в "Повести о Горе-Злосчастии"). Хи-хи...