Вы здесь

Бабушка

Бабушка… У кого из нас при этом слове не станет тепло на сердце. Сразу вспоминается детство: пирожки с черникой и оладушки с вареньем, бесконечные сказки и колыбельные на ночь, рассказы о жизни никогда не виденных родственников, самой бабушкой придуманные игры… Учила бабушка своими рассказами, учила и своим примером. Много добра делала она людям. Терпеливо, с улыбкой переносила выпадавшие на ее долю невзгоды. Как и большинство русских людей в советское время, сохранила она в душе свет Христовой веры, хотя и не была особо церковной. Именно ей, бабушке, я купила первую в своей жизни икону – когда, еще некрещеная, я вместе со своей школой была на экскурсии в Псково-Печерской Лавре.

А потом я выросла и покрестилась. Бабушка восприняла этот шаг очень одобрительно, стала присылать мне православные открытки ко всем церковным праздникам. Но сама продолжала заходить в храм лишь изредка, поставить свечки да написать записки.
Как-то раз, гостя у бабушки, я заметила, что она не носит крестик. Удивилась, спросила ее, почему – и бабушка покладисто надела его и с тех пор не снимала.

«Причаститься бы тебе…» - время от времени предлагала я. Но бабушка мягко уклонялась от этих разговоров.
И вот мы с приходом и батюшкой поехали в паломничество в тот город, где она жила. Бабушка собралась с силами и, не обращая внимания на уже несколько дней продолжавшуюся боль в сердце, приехала нас повидать. Привезла целую миску свежеиспеченных пирожков с луком и яйцами. Взяла благословение у моего духовника, но очень испугалась его бодрого приветствия: «Здра-авствуйте… Ну, какие у Вас вопросы?», попятилась, как маленький ребенок, схватилась за мою руку: «Нет у меня никаких вопросов…»
А через два дня после нашей встречи решила все-таки показаться врачу – очень уж ей больно стало дышать. Ее тут же госпитализировали – инфаркт.

Диагнозы множились один за одним. Самый тяжелый для нее был диабет, вынудивший ее резко сменить образ питания. За полгода маленькая, кругленькая, пышущая энергией бабушка превратилась в исхудавшую, с трудом передвигающуюся старушку.
Но зато с момента первого больничного лечения появился в руках моей бабушки «Молитвослов для болящих». Молилась она утром и вечером. Кроме того, как она говорила, ей, лежащей под капельницей, явился прп. Никита Столпник, в монастыре которого состоялось знакомство бабушки с моим духовником. Бабушку настолько впечатлило это видение, что она стала читать прп. Никите акафист, помазываться маслицем от его мощей. На вопрос о Причастии она отвечала теперь по-другому, более покладисто: «Вот окрепну, съезжу в храм и причащусь». Причащаться на дому она, однако, отказывалась.

Очередная госпитализация. Бабушка совсем ослабла: рвота, боли – острый холецистит. Из него выводят голоданием, но в ее случае это невозможно, т.к. при диабете нужно все время есть. Еще вариант – операция. Делают кардиограмму: сердце не выдержит. Как-то все-таки лечат, острые боли исчезают, бабушка немного оживляется и начинает теребить врачей: «Домой хочу». Наконец, врач сдается: можно забрать ее на несколько дней, чтоб она отдохнула в домашней обстановке. Радостная бабушка встает с кровати, чтобы собрать вещи, и… падает в обморок.

Но домой ее все-таки отпускают. С большими предосторожностями, со многими остановками дядя доводит ее от машины до кровати. Лежа на кровати, бабушка вдруг задумчиво говорит дяде: «Как жаль, что я сегодня с утра упала в обморок. Я хотела, чтоб мы по дороге домой заехали в храм, я бы договорилась с батюшкой, чтобы он пришел и меня причастил»…
Через несколько часов ее не стало. Умерла она мгновенно от остановки сердца.

Говорят, что Господь забирает человека в самый пик его духовного пути. Наверно, бабушка так и не готова была причаститься. И самое большое, что она могла сделать для Господа – это пожалеть о том, что причастие не состоялось.

Отпевали ее очно в Покровском храме. Я пошла туда пораньше, на Литургию. В пустом храме (три бабушки на клиросе, одна за свечным ящиком) батюшка и диакон не «служили» - они молились. Когда привезли гроб, диакона уже отпустили домой – но он, разоблачившись, простоял все отпевание вместе с нами, просто молясь. Денег на помин души бабушки он взять не захотел, искренне удивившись: «Я и так буду ее поминать, зачем мне…». Батюшка отпевал очень вдохновенно, раз десять он подходил ко гробу и благословлял бабушку широким крестом. «Это те благословения, которые она недобрала при жизни», - подумалось мне…

Она ушла туда без единой исповеди. Но сильны молитвы Церкви, сильнее смерти любовь, бесконечно милосердие Божие. Помолитесь и вы об усопшей Маргарите, моей бабушке. Вечная ей память.

Комментарии

верю я что, с Богом она почила и причастие при жизни получила через муки свои и терзания дешевные и телесные (душа без тела не страдает). жаль только что при жизни не получила Маргарита радости жизни с Богом в мире и согласии.
покойся с миром)))
не знал я ранее что слова такие от сердца моего излится могут всёже Истинная правда в том что Бог есть Любовь.

Я согласна с предыдущими комментариями: возможно, для кого-то путь к Богу именно на тяге встречи с Ним и останавливается. Но правда: Господь приемлет и намерение. Извечная тема немощи человека и Его силы. Жаль. И в то же время: человек все-таки пришел к Богу. Спасибо. Рассказ по делу и тема поднята актуальная. Е.

Евдокия Варакина

Спаси Господи, Лидия! И еще одно меня утешает, когда я думаю о смерти бабушки: после нее моя мама пришла в храм. Сначала - чтобы молиться о бабушке, а потом стала исповедоваться и причащаться сама...

Лидия Вакина

Да, Дунечка, так часто бывает, когда наши близкие и кончиной своей спасают нас. У меня так было после сметри папы. Спасалась от скорби только храмом.Как хорошо, что Вы с мамой заодно!