Вы здесь

Архетип рыба

Я помню. Город спит на огромной рыбе.
Когда-то ее потеряла при шторме Кама.
И берег приют дал каменной глыбе
С глазами рыбьими
и ртом ненасытным хама.

Мы ходим по ней, испытывая сердцебиенье
Трамвая последнего, что двигается на сушу,
Где братья и сестры наполнены рыбьим презреньем
К душе человеческой, имеющей форму груши

Куда при желании воздух добавить можно
Или закрыть совсем доступ кислорода,
Тогда мы начнем дышать жабрами, осторожно
Глотками мелкими пить и ценить свободу…

Но, если рыбе, вдруг, не понравятся наши планы?
Захочет сбросить с хребта окаянный город!
Ведь наши шаги – на ней оставляют раны
И мы иногда кожей чувствуем рыбий холод,

Особенно, в праздники, если народ успешный
На рыбьих чешуйках раскладывает припасы.
И кто-то вдруг осознает, слепой и грешный
Что рыбе тоже пора попробовать мяса.

Не, нужно, не нужно, не нужно тревожить рыбу.
Лежи и не двигайся. Спасибо тебе. Спасибо!                                    
 

Комментарии

Наталья, никогда не думала, что про архетип можно написать стихотворение. И мне интресно, что вы это сделали. Ведь и правда, архетип это то, что лежит в наших глубинах в виде образов. И если душа по природе своей христианка, то и рыба там вполне может оказаться (хотя я не последовательница Юнга). И стиль стиха и особенности рифмы напоминают что-то древнее, прародительское. Воспринимается как некое обращение к ветхому, языческому человеку внутри каждого из нас - не трогай рыбу.

Одно из основных положений Юнговского учения об архетипах:

архетип не имеет предметного образа.

Наталья Трясцина

Наш город в последние годы стал очень известен. Это у нас осенью позапрошлого года упал самолет между островками высоток прямо на железную дорогу, разделяющую два жилых микрорайона, Это у нас посреди центра города пассажирский автобус потерял управление и подмял под себя много машин, а остановился прямо перед памятником святителю Николая. Это у нас горожане лишены речного вокзала, а здание передано под музей современного искусства с элементами порнографии. Это у нас проводят поэтический фестиваль, игнорируя при этом местных поэтов. Это у нас посреди города зоопарк, расположенный на костях известных представителей городской интеллигенции, а главный кафедральный собор города без креста. Это у нас случилась трагедия в "Хромой лошади". Рыба - символ христианства, а попираемая, раздавленная рыба превратилась в злого мифологического двойника. Я придумала новый бренд для Перми: рыба, на которой возрос мой чудный город. 

Очень интересное стихотворение. Мне подумалось, что оно - о многих городах. Оно - вообще о жизни в городах без Бога. Глубоко философическое.

Теперь "не к слову про овечушек" - но прямо распирает: читаю попавшуюся случайно книгу Солоухина "Последняя ступень" (как она мне раньше не попалась!) и подпрыгиваю на каждой странице, хочется ее вслух читать, чтобы еще кто-нибудь слушал. Вы читали?