В серии «Жизнь замечательных людей» впервые вышла биография Валентина Распутина, написанная писателем, поэтом и журналистом Андреем Румянцевым. Это событие чрезвычайно важно как для нас, так и для будущих поколений, ибо человеческая память имеет обыкновение очень часто забывать имена авторов, ещё недавно восхищавших нас своими работами.
Автор книги лично знал Валентина Распутина, он учился с ним в Иркутском университете, и сохранил дружеские отношения до конца жизни писателя. Поэтому сюжет книги движется в двух направлениях. Во-первых, — это подробное жизнеописание писателя Валентина Григорьевича, основанное как на личных воспоминаниях автора, так и на письмах, редких документах, записях бесед, выступлений, характеризующих личность Распутина не только как литератора, но и как художника, общественного деятеля, публициста.
Во вторых — это история его труда, раскрытия значения его творчества. Тем паче, что Валентин Распутин, никогда не писал крупной прозы, а оставил нам в наследство небольшие по размеру, но глубокие по содержанию повести, рассказы и очерки.
И как гласит известная пословица — мал золотник, да дорог, поэтому бесспорно, что такие произведения автора, как: «Уроки французского», «Прощание с Матерой», «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Век живи — век люби» пополнят золотой фонд классической литературы.
Представленная биография Валентина Распутина приоткрывает читателю диковинное переплетение души писателя с его творчеством. Ведь Валентин Григорьевич был человеком скрытным, а рассказы его слишком искренне и открыты. В этом и заключена главная загадка внутреннего мира этого удивительного человека, тем более что в большинстве своём его творчество автобиографично.
Об этом сигнализирует название его первого сборника рассказов «Я забыл спросить у Лёшки». Да и сюжет почти всех его произведений, так или иначе, связан с Сибирью, где прошли годы жизни писателя.
Вот, например, в книге Румянцева есть такой отрывок, посвящённый родной деревне Распутина Аталанке: «…вся деревня жила одним миром. Слово „колхоз“ было понятием не хозяйственным, а семейственным, так и говорили: колхозом спасаемся. Колхозишко был бедный, надсаженный войной, истрепанный нуждой; горе гуляло почти по всем избам. Но умудрялся как-то колхоз самым бедным помогать, и с голоду у нас, слава Богу, не помирали».
Читая это, сразу же на ум приходит повесть «Деньги для Марии», принесшая писателю широкую известность. И начинаешь чувствовать и понимать всю глубину мысли Распутина. Ведь сюжет повести не так прост, как кажется. Это не заурядное размышление на тему, как тяжело жить, и как много несправедливостей на белом свете. Основная мысль этого произведения — человеческие сердца, умеющие, вопреки всем жизненным неурядицам, сострадать, помогать, любить. Эти сердца только и могут спасти Марию. Бедные, измученные жизнью люди, с миру по нитке, ну или всем семейством, в данном случае колхозом помогают женщине, попавшей в беду.
Таким образом, проза Распутина заставляет подумать о многом. Особенно это касается произведений, написанных в семидесятых годах. Это было время, когда в скорое наступление коммунизма уже никто не верил, а идеология осталась, наступали времена Брежневского застоя, требующие глотка свежего воздуха.
И вот в этот непростой для страны момент Валентин Григорьевич выстреливает своими лучшими произведениями: сборник рассказов «Вверх и вниз по течению», повесть «Живи и помни», повесть «Прощание с Матерой» и другие. Он изображает в них реальную жизнь этого времени, но через лупу нравственного порядка бытия. Писатель описывает вечный круговорот жизни, но этот круг образуется у него из слияния земных ценностей и небесных.
Особенно это заметно на примере повести «Последний срок». На пороге смерти старая крестьянка Анна вдруг осознаёт, что смерть — это всего на всего переход из одной жизни в другую. Она начинает вспоминать прожитую жизнь и к ней приходит понимание, что это как-то повлияет на её загробную жизнь.
В противоположность Анне писатель описывает четырёх её детей, приехавших проводить мать в последний путь. Их неуемная суета и озабоченность повседневными заботами, резко контрастируют с духовной работой, происходящей в угасающем сознании умирающей женщины. Вот это и есть круговращение жизни от небесного к земному и обратно.
«Последний срок» — это задумчивый и печальный финал трагедии, которую Распутин задумал ещё в повести «Живи и помни». И если Анна, отправляющаяся в свой «последний срок», всё же делает это в своём доме в присутствие детей, то дезертир времён Великой Отечественной войны Андрей Гуськов (главный герой повести «Живи и помни») навсегда оказывается разлучен с внешним миром.
Символом этой разлуки, этого тупикового состояния выступает убежище Андрея на острове посреди Ангары, где он скрывается от всех. И лишь супруге его Насте предстоит тяжелейший выбор между любовью, узами церковного брака и этим миром, в котором нет ни понимания, ни поддержки её положению.
Она словно умирает и воскресает, переходит из одной реальности в другую, каждый раз, когда переплывает реку, идя на свидание с мужем в его лежбище. И её самоубийство вместе с не родившимся ребёнком есть, в какой-то степени, искупление грехов Андрея Гуськова, которое, впрочем, так и не приводит его к истинному покаянию.
Таким образом, творчество Валентина Распутина требует осторожного и вдумчивого подхода. Там всегда много сокрытого, и для того, чтобы это сокрытое найти, разгадать нужно, во-первых, самому не быть поверхностным человеком, а во-вторых знать и понимать самую непростую личность Валентина Григорьевича.
Это тонкий знаток человеческих душ, он крайне аккуратно расплетает перед нами картину человеческого поведения, всего того, что движет им. Эта картина основанием своим заложена в истории народа, в его Божественном происхождении. Поэтому и читать книги Распутина нужно предельно внимательно, обязательно учитывая эту особенность его произведений.