Вы здесь

Русские в матрицах Империй и Наций (Кирилл Светицкий)

Кто такие русские?

Русский — это сегодня принадлежность к Русской цивилизации, корни которой восходят к этнической группе «русские».

В этническую группу «русские» входят великороссы, малороссы и белорусы. Именно на базе этой группы сформировалась Русская цивилизация, включавшая в себя с самого начала другие этносы и этнические группы — как составляющие единого и многообразного Русского суперэтноса. Русская цивилизация, таким образом, есть историческая форма развития Русского суперэтноса.

В рамках Русского суперэтноса, в связи со многими поколениями смешанных браков и интенсивным перемещением населения, этнические границы утратили изначальные примитивные признаки «рода и крови». Они перешли на более высокий уровень различения по устойчивым культурным признакам, включающим в себя особенности языка, мировосприятия, мировозрения, поведения и пр.

Русская этническая группа была и остаётся стержнем Русской цивилизации. Без активной и ведущей роли русской этнической группы, без осознания этой группой своей повышенной ответственности, развитие Русской цивилизации невозможно — возможна только деградация этой цивилизации.

Русская цивилизация, как и любая иная на Земле, не имеет чётко очерченных географических границ. Включённость народов в эту цивилизацию ослабевает вблизи тех сухопутных границ бывшего СССР, где долгое время имел место плавный переход по обе стороны границы в лимитроф — неустойчивое этно-культурное пространство, разделяющее разные цивилизации.

Политически Русский суперэтнос был оформлен сначала как Московская Русь, затем как Российская Империя, а после её краха воссоздан в форме СССР. Все эти формы были изначально полиэтничными, сконцентрированными вокруг мессианских глобальных идей и потому имперскими. Таким образом, политической формой существования Русской цивилизации стала Империя.

Сегодня население Российской Федерации представляет собой лишь часть реально существующего Русского суперэтноса, лишённого эффективных механизмов единого политического управления. В политическом и экономическом отношении РФ представляет собой огрызок Русской империи. В цивилизацмонном смысле РФ оказалась лишена вышеперечисленных суперэтнических, политических и экономических условий для адекватного развития. В таком же ущербном положении находятся и другие части бывшего СССР, включая Украину, Белоруссию и т.д.

Удовлетворённость со стороны истеблишмента каждого из осколков таким положением проистекает не из эффективности развития осколков — а исключительно из выгоды такого положения для истеблишментов, представляющих интересы олигархов-коллаборантов. Сегодня эти истеблишменты, называющие себя «элитами», добровольно находятся в вассальной зависимости от глобальных центров влияния, не связанных исторически с Русской цивилизацией и, соответственно, с её осколками.

Русская идея — что это?

Идеологически русское цивилизационное единство никогда не было в полной мере артикулировано. На каждом этапе исторического развития Русская цивилизация в качестве артикуированной модели заимствовала что-то извне, приспосабливая к своим нуждам. Таким образом от Китая и Орды была заимствована и переработана имперская идея государства, способного обеспечивать общую целенаправленную жизнедеятельность огромных пространств и множества разных этносов. От Римской империи была заимствована и переработана имперская, в своей духовной и надэтнической сути, идея христианства — в форме православия. Позднее у Европы была заимствована, переработана и поставлена на службу развития Русской цивилизации идеология коммунизма — в виде марксистской концепции.

Любая взятая и переработанная Русской цивилизацией идеология со временем приобретала в глазах других цивилизаций внешний вид Русской идеи. Именно так и именно внешне воспринимали и русское православие, и русский коммунизм — в те времена, когда эти изначально антагонистические системы, сменяя друг друга, успешно служили понятийным аппаратом развития Русской цивилизации на разных этапах. Русская идея есть явление более высокого уровня, чем любая «национальная идея». И потому, как явление более сложного порядка, Русская идея способна решать значительно более сложные задачи, сохраняя свою функцию в разных исторических эпохах, в разных ипостасях и для решения самых сложных задач.

Будучи источником развития, Русская идея способна поставить себе на службу любую позитивную (не направленную против кого-то или чего-то) идеологию, которая на конкретном историческом этапе может помочь развитию Русской цивилизации. Соответственно, любые негативные (направленные против кого-либо или чего-либо) идеологические концепты вступают в противоречие с Русской идеей, поскольку тормозят развитие — как тормозит путь любая фокусировка внимания на препятствии, в ущерб концентрации внимания на цели движения.

Сама по себе Русская идея не может быть адекватно артикулирована, поскольку представляет собой сложный динамический образ, воспринимаемый и транслируемый своими носителями из поколения в поколение не на словах — а целостно, всей глубиной психики, включая архетипическую структуру бессознательного. В силу этой своей особенности Русская идея может быть выражена средствами искусства значительно адекватнее, чем средствами анализа или пропаганды. Величие и внутренняя целостность такого феномена глобального значения, как Русская культура, являет этому отличный пример.

Поэтому пытаться давать чёткие определения Русской идеи — дело бессмысленное. Русскую идею можно только ограниченно описывать тем или иным образом, с той или иной позиции. Во всей полноте Русскую идею можно только чувствовать и переживать, как чувствуют и переживают в себе Любовь и Бога. И точно так же, как нами могут двигать Любовь и Бог, может двигать нами и Русская идея.

Почему в империях не бывает наций?

Империя и Нация — две взаимоисключающие формы политической организации.

Нации существуют только в странах Европейской цивилизации (собственно в странах Европы, а также в США и некоторых других). Европейская цивилизация и Русская цивилизация — две разные самостоятельные цивилизации. В Русской цивилизации никаких наций нет, так как Русская цивилизация относится к континентально-имперскому типу — так же, как Китай и Индия, например.

Нации возникли в Европейской цивилизации в определённых исторических и экономических условиях, когда её этносы и этнические группы не выдержали нагрузки имперского типа развития. В своей истории Европа прошла несколько попыток пойти по имперскому пути развития, как более эффективному. Самыми яркими попытками были «Священная римская империя германской нации», завоевания Наполеона и «Третий Рейх». Все эти попытки рухнули. Нынешний Европейский Союз является очередной попыткой Европейской цивилизизации оформить себя в виде империи — однако, и там непреодолимые разрушительные процессы уже сегодня вполне отчётливо видны.

Время не умеет двигаться вспять, никакие этно-историко-экономические условия воспроизвести полностью невозможно. Поэтому на основе неевропейских, по своим корням, этносов, этнических групп и суперэтносов никакие нации самостоятельно ни сейчас, ни в будущем возникнуть уже не смогут. В том числе — в Российской Федерации и на Украине. Вопрос: «А зачем вообще нации нужны на территории Русской цивилизации?» — также внятного ответа не имеет.

Русская, Китайская и Индийская цивилизации прошли через очень тяжёлые испытания — однако, выдерживали и выдерживают пока нагрузку имперского типа развития. Более того, на фоне устойчивого кризиса «европейских ценностей» эти страны демонстрируют отличную историческую перспективу цивилизаций, являющихся продуктами суперэтносов и политически оформленных в виде единых империй — в сравнении с нациями, как последние не оформляй.

Симулянты и симулякры

Национальность есть принадлежность к нации. Где нет наций — там нет и национальностей. В том числе — в Российской Федерации и на Украине. Потому что нельзя принадлежать к тому, чего не существует. Таким образом, понятие «национальность» в пределах Русской цивилизации является симулякром.

Национализм и националисты также могут быть только в тех странах, которые сложились, как нация. Где нет нации — там не может быть, следовательно, ни национализма, ни националистов. Там могут быть только симулянты национализма. Именно таких симулянтов мы видим сегодня в Российской Федерации и на Украине.

Как любые убеждённые симулянты, эти люди психически проблемны, их идеи и лозунги лживы и полны неразрешимых внутренних противоречий. Именно поэтому умеренные националисты и их идеи в Европе выглядят и действуют адекватно, а симулянты национализма в России и на Украине могут выглядеть и действовать только неадекватно, и никак иначе.

Поскольку эти люди на территории Русской цивилизации неадекватны, ни о чём договариваться с ними нельзя. Их можно только лечить — тем или иным способом, в зависимости от ситуации и возможностей адекватного большинства.

Достаточные условия для устойчивого и значимого присутствия названных симулянтов и симулякров в пределах Русской цивилизации создали большевики, совершенно того не желая. До большевиков в России понятия «нация» и «национальность» были не в ходу. Большевики же, будучи марксистами, в гуманитарной области отражали европоцентричный взгляд на мир — так же, как их европейские вожди и учителя. Поэтому начали пользоваться теми категорями, которые были в ходу у европейских учителей — в том числе, категорями «нация» и «национальность». В результате в области народоведения в СССР на долгое время возникла чудовищная путаница из терминов «нация», «национальность», «народность», «народ» и пр. Урегулировать отношения внутри этой каши было невозможно, потому что урегулировать отношения между реальностью и симулякром можно только одним единственным способом — выбросив из неё симулякр. Большевики не могли выбросить из своей концепции мироустройства понятия «наций» и «национальностей», поскольку это разрушило бы чистоту базиса марксистских представлений об универсальной реальности. Практическим итогом этой большевистской ограниченности стал крах СССР, ведущую роль в котором сыграли межэтнические конфликты, разрешить которые наследники большевиков не могли — просто потому, что в своих представлениях о происходящем использовали ту самую зыбкую кашу из рельности и симулякров, которая ничего не могла толком объяснить.

Сегодня, благодаря трудам советских учёных — Льва Гумилёва, Пётра Анохина и других — мы имеем возможность смотреть на цивилизационные процессы Российской цивилизации значительно более системно, оперируя адекватными для этой цивилизации понятиями этносов, суперэтносов, цивилизаций, функциональных систем и пр.

Оксюмороны и грантоеды

Из всего вышеизложенного становится понятной глупость многих решений, принимаемых истеблишментом на живых осколках Русской цивилизации. Например, ясен вред от включения графы «национальность» в российские паспорта, решение о котором намерена принять Госдума РФ — как ясен вред от попыток прислушаться к любым «националистическим» требованиям, от кого бы они не исходили.

Понятно также, почему разного рода грантоеды и политологи так любят тему «национальной идеи России». Так как это выражение само по себе является пародией на оксюморон, пытаться разрешить заложенное в него внутреннее противоречие невозможно. А если невозможно, то имеет смысл постоянно подогревать ложный интерес, этим интересом формировать у общества запрос, а затем высасывать у общества средства для решения заведомо нерешаемой задачи, бесконечно «осваивая» выделяемые средства. Таким образом, симулякры становятся «золотой жилой» для целого класса паразитов-псевдоинтеллектуалов. На Украине картина точно та же — с поправками на меньшую самостоятельность как в экономике, так и в интеллектуальной сфере. Поэтому на Украине «национальная идея украинства» выглядит ещё глупее, чем «национальная идея» в России.

В принципе, любые политические инициативы по этническим вопросам любой разумный человек может легко накладывать на изложенную выше понятийную матрицу. И сразу будет ясна как ценность инициативы, так и адекватность инициатора. И можно будет в отношении обоих делать свои выводы, включая организационные. Однако основная ценность представленной вкратце понятийной матрицы в другом. Во-первых, она даёт людям Русской цивилизации возможность системно и прочно вернуть себе полноценное ощущение идентичности, не обращая более внимания на манипулятивные попытки внушить нам, будто мы какие-то ущербные, потому что «неправильные», «не как все в Европе». Во-вторых, используя предложенную терминологию и понимая смысловые отношения между её элементами, можно выстраивать, не отвлекаясь на ловушки, реальные политические проекты. Проекты, которые смогут вывести Русскую цивилизацию из нынешнего кризиса и эффективно продолжить её позитивное развитие.

kir-t34.livejournal

Читайте также:

Симуляция веры
Две Украины