Вы здесь

Ростислав Ищенко: Вывод ВКС из Сирии может быть связан с новой угрозой

Ростислав Ищенко

Приказ президента Российской Федерации Владимира Путина о выводе военной группировки Воздушно-космических сил РФ с территории Сирии оказался внезапным и неожиданным для всех. Что могло повлиять на такой шаг? Корреспондент Федерального агентства новостей пообщался с известным политологом Ростиславом Ищенко.

— Как вы могли бы оценить военную операцию российских ВКС в Сирии?

— Я могу ее оценить как незавершенную, потому что ее целью заявлялась ликвидация «Исламского государства» (деятельность организации запрещена на территории Российской Федерации. — Прим. ФАН) и установление мира на территории Сирии. Насколько я понимаю, переговоры о мире в Сирии только начались, а ИГ не уничтожено.

— Не могли ли на вывод наших военных повлиять определенные договоренности между Россией и Соединенными Штатами? Например, мы выводим войска, но получаем от США гарантии и обязательства по сохранению и контролю за перемирием в Сирии. В свою очередь, американцы получают карт-бланш на быструю победоносную войну с «Исламским государством» и окончательным взятием Ракки.

— Я не думаю. Решение Владимира Путина было неожиданным, в том числе и для Соединенных Штатов, совершенно очевидно. И, кстати, для российского руководства, как я понимаю, тоже оно было каким-то спонтанным, потому что намерения, что у нас вдруг решили выводить войска, до этого ни одно заявление не демонстрировало. И реакция Соединенных Штатов, которые вообще не поняли, что произошло, как раз свидетельствует о том, что было принято Россией спонтанное решение, непонятно, на основании какой информации. Непонятно, почему именно такое решение. Но очевидно, что, предпринимая такие шаги, президент руководствовался какой-то информацией.

Поэтому очевидно, что здесь не может идти речь о каких-либо договоренностях. Они не заключаются в течение пяти минут и не заключаются по такому принципу.

— Чем могло быть обосновано такое внезапное решение?

— Руководство для принятия такого шага должно было получить какую-то информацию, которое стимулировало его на подобные действия.

Для начала нужно понимать, что произойдет вывод не всех войск, а их части: там остаются военно-морская база в Тартусе и военно-воздушная база «Хмеймим». Если исходить из формулировки Владимира Путина и всех предыдущих его заявлений, то непонятно, что вообще из Сирии будет выводиться. Потому что заявление звучало следующим образом: начать вывод войск из Сирии при том, что там остается база в Тартусе и база «Хмеймим», а также сухопутные силы, которых достаточно для охраны этих баз. По всем предыдущим заявлениям, у России в Сирии были только база в Тартусе, «Хмеймим» и сухопутные силы для охраны этих баз. Не совсем ясно, что оттуда собираются выводить.

Но, тем не менее, сам факт снижения российской активности в Сирии может трактоваться однозначно: Россия развязывает руки для действий на других направлениях. Поскольку подобные действия планируются заранее, то их спонтанность вызывает вопросы. Не буду утверждать, но предположу, что была получена информация об угрозе, причем серьезной, на каком-то другом направлении. Это могло заставить соответствующим образом реагировать. Это один из вариантов. На самом деле, таких вариантов могут быть десятки. Почему именно так? Почему именно вчера и так спонтанно? И выбрать из них один правильный мы не сможем, не надо даже пытаться гадать.

— В этом может быть замешан Донбасс?

— Если что и замешано, то не Донбасс, а сама Украина. Киев может представлять потенциальную угрозу, независимо оттого, на что он нападет — на Донбасс, на Крым и так далее. Это может спровоцировать серьезный конфликт. Тем более что недавно Порошенко летал к Эрдогану и договаривался о совместных действиях против России.

— Каковы ваши прогнозы по Сирии? Наступит там мир в ближайшее время?

— Когда-нибудь мир наступит. Возможно, даже в ближайшие годы. Понятно, что он не наступит в 2017 году, наверное, не наступит даже в 2018 году. Потому что даже при разгроме крупных террористических группировок там еще долго будет сохраняться исламская партизанщина.

Илья Муромский

riafan.ru

Комментарии

4.5 миллиона сирийцев покинули родину и стали беженцами

РИМ. Caritas Italiana, агентство по вопросам благотворительности и развития Католической Церкви Италии, опубликовало отчет на 24 страницах, отмечающий пятую годовщину начала сирийской гражданской войны.

Согласно данным Caritas, война, которая унесла больше чем 260 000 жизней, принудила 12.5 миллионов человек покинуть свои дома. 8 миллионов человек стали внутренне перемещенными лицами в пределах Сирии. 4.5 миллиона стали беженцами и покинули родину. Большинство сирийских беженцев в настоящее время находятся в Турции, Иордании, Ливане и Ираке. Многие сумели просочиться в Европу, вызвав в странах Евросоюза ожесточенный миграционный кризис.

Призывая к длительной помощи сирийским и другим ближневосточным беженцам, Caritas также призвал к защите мира «на уровне правительств и международных организаций».

Москва, 17 марта. Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала вывод российской группировки войск из Сирии. По ее словам, операция изначально планировалась, как временная была завершена в срок после достижения всех целей.

В своем аккаунте в Facebook Захарова привела фрагмент разговора с одним из своих знакомых, в ходе которого обсуждались причины вывода российского контингента.

«Он: А ты не знаешь, почему так резко вывели ВКС из Сирии?
Я (Захарова, прим. ФАН): Так ведь сразу говорили, что операция временная, не долгосрочная. 
<…>
Он: Но все-таки резко очень. Раз, и вывели.
Я: Представляю, что бы началось, если бы числа 10 марта диктор объявил: "Через 4 дня будет сделано важное заявление о присутствии российских вооруженных сил за рубежом. Причин для паники нет никаких – все идет по плану. Предупреждаем специально, чтобы 14 марта предотвратить ощущение внезапности. Готовьтесь», — написала она.

По словам Захаровой, информация о якобы имевшем место давлении на власти России со стороны Запада не соответствует действительности – решение было принято исключительно Кремлем. Также она отметила, что в Сирии уже несколько недель успешно длится перемирие, которое серьезно снизило военную активность в стране.   

Напомним, в понедельник президент России Владимир Путин заявил о выводе из Сирии частей Воздушно-космических сил после выполнения поставленных задач. Сегодня в пункты постоянной дислокации из «Хмеймима» отправилась вторая группа самолетов.

Во-первых, «начать вывод» и «вывести» — далеко не одно и то же. Ни сроки, ни объемы вывода российских войск с территории Сирии не устанавливаются. Кроме того, уже заявлено, что наши военные базы РФ в Хмеймиме и Латакии будут сохранены. То есть налицо почти полная «свобода рук». Но — сигнал послан. Кому и о чем? Осмелюсь предположить, что в первую очередь — нашим официальным союзникам по Сирии: Ирану и через него Китаю.

Позицию официального Тегерана после снятия с него санкций объективно можно считать уже антироссийской: начатые переговоры по всему спектру, от поставок военной техники до замораживания объемов нефтедобычи, иранской стороной всячески тормозятся, давление на Москву по ценам, срокам и прочим параметрам обсуждаемых контрактов усиливается. То есть фактор российской помощи и в деле снятия санкций, и в деле защиты Башара Асада Ираном в должной степени не учитывается.

Возникла ситуация, при которой наши «враги» в лице Саудовской Аравии и других «нефтяных монархий» Персидского залива готовы договариваться по мировым ценам на энергоносители, а наш «союзник» в лице Ирана этого делать не желает. И особой поддержки «пехотой» за пять с половиной месяцев участия России в сирийском конфликте тоже не оказывал. Как говорится, с такими союзниками никаких врагов не надо.

При этом Китай, который является одним из крупнейших импортеров нефти и газа, чрезвычайно заинтересован в сохранении низких мировых цен на энергоносители — тем более, на фоне сокращения добычи угля внутри страны, уже приведшей к массовым демонстрациям шахтеров.

Поднебесная готова поэтому полностью забирать любые объемы нефти и газа из Центральной Азии, включая, в первую очередь, Иран. Что, вдобавок, делает практически нерентабельными поставки в Китай сибирского «черного» и «голубого золота».  Кстати, параллельно прошла информация о разрыве контрактов Газпрома с Туркменией, которая является центральным звеном в логистике иранских и центральноазиатских углеводородов на Восток, в Китай.

Заявляя о начале вывода российских войск из Сирии, Путин предлагает Тегерану возможность самостоятельно, без помощи Москвы, противостоять ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России) и прочим боевым группировкам «салафитского интернационала», спонсируемого Эр-Риядом и его ближневосточными союзниками. Мол, уважаемые аятоллы, если не хотите учитывать наши интересы и считаете возможным — попробуйте воевать дальше сами,  «каштаны из огня» таскать Россия для вас бесконечно не обязана.

Насколько внятным получится данный сигнал Москвы для Тегерана и Пекина — отдельный вопрос, но в том, что он был дан и дан именно таким образом, никаких сомнений нет.

Олег Щукин