Вы здесь

Блуд телесный связан с ложью (Священник Владимир Соколов)

Священник Владимир Соколов

Через несколько лет после революции известный социолог и философ культуры Питирим Сорокин провел в Петрограде социологическое исследование и ужаснулся — полученные данные явно свидетельствовали, что в общественной жизни может произойти невиданная доселе катастрофа. Что так встревожило социолога? Он обнаружил, что резко возросло количество разводов — на 10 000 браков их приходилось аж 96. Какой бы шок испытал молодой философ культуры, узнав, что сегодня (и это только по официальным данным) из 10 000 тысяч браков 5 000 заканчиваются разводом?

В наши дни семьи разрушаются с феноменальной скоростью и в огромных количествах, а добрачное сожительство стало нормой. Но семья — это первичная ячейка социума. Если эта ячейка разрушается, то страдает и весь социум.

Зададимся таким вопросом: «Может ли общество быть устойчивым, если возникает демографическая проблема?» Или, говоря проще, «может ли общество сохраниться, если оно испытывает недостаток в тех, кто его образует — в людях»? Очевидно, что не может — оно неизбежно начнет разрушаться, потому что у него не будет тех, из кого оно строится и кем обновляется. По официальным данным, в нашей стране ежегодно делают аборты более миллиона женщин. А по оценкам экспертов, просчитывающих еще число неучтенных абортов (большинство противозачаточных средств являются абортивными), их количество колеблется от 2,5 до 4 млн. в год. Кроме того, после совершения абортов 6,5 млн. женщин в России стали безплодными. Это настоящая война, в которой мы теряем людей больше, чем потеряли в Великой Отечественной.

Разводы есть одновременно и следствие, и причина нравственной деградации и половой распущенности. Увеличение количества абортов при наличии распущенности и нравственной безответственности в обществе неизбежно. Те дети, которым удается выжить в этой войне, ведущейся с ними на уничтожение, вынашиваются в утробе, прежде агрессивно умертвлявшей детей.

Зачатый ребенок, считывая память об этих событиях, начинает активно бороться за жизнь, и мать он воспринимает как потенциальную убийцу, угрожающую его слабо защищенной жизни. Здесь закладываются будущие конфликты ребенка с матерью. В такой утробе не может зачаться полноценное потомство в физическом смысле, а в изнурительной психологической борьбе за жизнь ребенок теряет и психическое здоровье. Такие дети не могут быть активными и полноценными членами общества. Так что распад семей свидетельствует и о продолжающемся распаде социума.

В чем же главная причина деградации общества, которую мы имеем возможность наблюдать сегодня? Святые отцы, например, преподобный Максим Исповедник, преподобный Иоанн Дамаскин учили, что наше материальное бытие зависит от идеального бытия — от идей. Они называли их логосами. Потому и наша культурная жизнь напрямую зависит от тех идей, которые лежат в основе нашего мировоззрения.

Сегодня центром внимания как отдельного человека, так и всего общества стали деньги. Выдвинув власть денег как культурообразующую идею общества низшего порядка, общество обрекло себя на духовно-нравственную деградацию.

Посмотрите, что случилось, например, с одной из главных ценностей, на которой зиждется христианская культура, — с понятием «любовь». Употребительное ныне выражение «заняться любовью» наилучшим образом свидетельствует о том, какой смысл мы вкладываем теперь в это понятие. Это уже не редукция понятия, а подмена его высокого смысла низким, вульгарным.

В христианстве понятие «любовь» означает способность жертвовать ради другого всем, даже собственной жизнью. В современной культуре это слово наполняется смыслом наслаждения другим, использования его ради своих корыстных целей. Любовью нынче называют хищнический эгоизм, который питает ненасытную гордыню, в то время как подлинной любви присуще смирение.

Настоящая любовь возникает только в преодолении эгоизма. А эгоистичный человек не способен пожертвовать жизнью ради других. Физическая тяга друг к другу возникает легко, потому что проистекает из природы человека, а духовная любовь рождается как дар, нисходящий от Бога, в муках и страданиях самопреодоления.

Вместе с понятием «любовь» было девальвировано и понятие «целомудрие». Заметьте, это слово практически исчезло из употребления, стало как-то неприлично в нашем развращенном обществе напоминать о целомудрии.

Порой даже сами христиане утрачивают полноту смыслов. Именно это произошло и со словом «целомудрие». Сегодня смысл его по большей части сводится к плотской чистоте. Но само слово свидетельствует о том, где же обретается чистота, где зачинается истинное целомудрие.

Целостность мудрости в понимании жизни, места человека в бытии есть основа чистоты помышления, а, значит, в конечном итоге, и чистоты плоти, ибо любая мысль, любой помысел — это потенциальное действие, потенциальный поступок. Если нечисты мысли, то нечистыми, неправедными будут и наши поступки. Преподобный Макарий Великий по этому поводу говорит: «Должно хранить душу и всячески блюсти, чтобы она не приобщалась к скверным и злым помыслам. Как тело, совокупляющееся с другим телом, заражается нечистотой, так растлевается и душа, сочетаваясь с скверными и злыми помыслами и согласуясь с ними заодно: Знай, что в тайне души содевается растление и блуждение действием непотребных помыслов».

Читая аскетические произведения отцов и назидательные беседы о необходимости воздержания и чистоты плотской в духовном становлении человека, многие миряне справедливо спрашивают: «А как же быть нам — тем, кто постоянно подвержен в миру искушениям плоти?»

Ответ просто логически вытекает из правильного понимания целомудрия и чистоты. Обретая целостный, мудрый взгляд на мир, мы уже защищаем себя от огромного количества искушений. Любой человек, вступая в сознательный возраст, может стать сторожем своей мысли. Грех ведь начинается с лукавой мысли, недаром в главной христианской молитве, данной нам Самим Иисусом Христом, мы просим избавить нас от лукавого.

Из сборника авторов «Свобода любви или идол блуда»
Даниловский благовестник, 2011